Западные компании решили сообща противостоять российским коррупционерам. В среду более 50 членов Российско-Германской внешнеторговой палаты подписали «Инициативу по соблюдению принципов корпоративной этики при ведении коммерческой деятельности на территории России».
Большинство фирм, участвующих в акции, немецкие — Axel Springer Russia, Deutsche Bahn, Deutsche Bank, Volkswagen Group Rus. Среди подписантов есть и Daimler AG, в отношении которой полмесяца назад разгорелся скандал. В суде округа Колумбия рассматривается коррупционное дело «США против AG», в обвинительной записке отмечается, что автопроизводитель заплатил около 3 млн евро взяток сотрудникам российского МВД, Минобороны, Гаража особого назначения и другим чиновникам за поставку автомобилей «Мерседес».
Антикоррупционное соглашение подписала и Siemens, российская дочка которой с 2004-го по 2006 год заплатила $741,4 тысячи взяток чиновникам за участие в проекте по разработке и организации автоматизированной системы управления дорожным движением на Третьем транспортном кольце в Москве. По оценке высокопоставленных сотрудников Siemens, 80% бизнеса по поставкам медоборудования в Россию также были связаны со взяткодательством. За дачу взяток концерн отлучен от проектов Всемирного банка на четыре года, а также должен выделить на борьбу с коррупцией $100 млн в следующие 15 лет. Ущерб для Siemens весьма солидный: в среднем компания ежегодно зарабатывала до $140 млн в год на реализации проектов ВБ.
Впрочем, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс заверил «Газету.Ru», что
подписание инициативы не связано со скандалами. Хотя опыт Siemens был учтен: «Он показал, что предотвратить коррупцию дешевле, чем преодолевать ее последствия.
Это была международная проблема. Siemens прошел опыт очищения».
Среди подписантов есть и российские компании: юридическое бюро «Падва и Эпштейн», адвокатское бюро «Шевырев и партнеры», пиар-агентство «Михайлов и партнеры». Есть и американские фирмы — например, Johnson Controls International.
Список открыт, к соглашению может присоединиться любая фирма, если она готова соблюдать определенные принципы. «Это не просто символический акт. Наши компании принимают на себя конкретные обязательства», — сказал Хармс. Так, компаниям запрещены выплаты на любые частные счета, выплаты наличными, компании обязаны проверять все благотворительные пожертвования, проверять финансовые потоки, своих контрагентов, партнеров и поставщиков. Кроме того, компании обязались осуществлять тренинги своих сотрудников, назначить специальных сотрудников, которые будут следить за прозрачностью работы. «Обязательств и принципов очень много, но самое ценное, что они будут интегрированы в ежедневные бизнес-процессы», — уточнил Хармс.
Если обнаружится, что один из подписантов дал взятку, компанию публично исключают из «инициативы». «Звучит, конечно, не очень страшно, но урон для имиджа будет очень большим», — подчеркнул Хармс.
По его словам, механизм будет следующим: если одна компания знает, что другая платит взятку, она должна официально обратиться к ней и указать на это. Если нарушитель не реагирует, можно пойти в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Швейцарии. «Думаю, что такая ситуация не будет частой, потому что нужны очень четкие доказательства такого нарушения. А рынок хорошо знает, кто и как работает», — добавил Хармс.
Несмотря на то что количество подписантов, по словам Хармса, почти вдвое превысило ожидания внешнеторговой палаты, далеко не все западные компании торопятся присоединиться к нему. «Мы позитивно оцениваем это соглашение. Но было принято решение не подписывать его, так как BMW Group во всем мире уже на протяжении значительного времени применяет процедуры соответствия в своей деятельности», — рассказал «Газете.Ru» представитель BMW Group Russia. «Для американских компаний действует специальный документ FCPA (Foreign Corrupt Practice Act), который регламентирует деятельность американских компаний, в какой бы стране они ни вели бизнес. FCPA говорит, как общаться с чиновниками, что может быть расценено как взятка. По сути, для американских компаний это основополагающий документ, в соответствии с которым они ведут свой бизнес. Кроме того, у каждой компании есть кодекс делового поведения», — пояснил представитель Coca-Cola Владимир Кравцов.
В Hewlett-Packard, где на прошлой неделе проходили обыски, на запрос «Газеты.Ru», намерена ли компания присоединиться к соглашению, ответили, что «стандарты деловой этики HP известны и опубликованы на официальном сайте компании и HP требует их соблюдения от всех сотрудников, партнеров и поставщиков». Власти России, Германии и США пытаются выяснить, действительно ли HP заплатила в 2000 году взятку за получение контракта на поставку компьютеров и программного обеспечения российской Генпрокураторе на 35 млн евро.
Согласно данным международной организации Transparency International, по уровню противодействия коррупции Россия занимает 146-е место из 180, при этом объемы российской коррупции оцениваются в $300 млрд. Проблема в том, что взятка в России, по мнению экспертов, уже давно является необходимой составляющей ведения бизнеса. «Когда-то надо начинать избавляться от этого условия. Я сегодня говорил, что это соглашение — хороший первый шаг, сопровождающий реализацию президентского плана противодействия коррупции, и что рассчитываю на подобные инициативы со стороны других, в том числе российских, компаний», — ответил «Газете.Ru» помощник президента Аркадий Дворкович, присутствовавший на подписании инициативы. Так, в настоящее время Американская торговая палата рассматривает возможность формального присоединения к соглашению Российско-Германской палаты: сейчас изучаются документы, рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. По словам Хармса, подходы у обеих торговых палат одинаковые.
Проблема в том, что подобные декларации не лечат проблемы коррупции. «Подобное соглашение лечит классическую коррупцию, когда бизнесу что-то необходимо от власти и он платит за это. Но в России, где коррупционное вымогательство значительно превышает классическое, такие декларации не очень помогают. Потому что, если компания столкнулась с подобным, размахивать можно до потери пульса, это не поможет», — рассказала «Газете.Ru» глава московского представительства Transparency International Елена Панфилова.