В пятницу Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, инициированные правительством. Предлагается упразднить статьи 20 и 40, регулирующие трансфертное ценообразование, то есть цены, устанавливаемые при товарообороте между аффилированными компаниями или в рамках одного холдинга.
Вместо упраздненных статей расширяется перечень «взаимозависимых компаний и лиц», деловые отношения между которыми могут повлиять на формирование цены сделки. В перечень включат не только «дочек» головной компании, но и «сестер», то есть компании, имеющие общих учредителей. К взаимозависимым автоматически будут относить и все предприятия с государственным участием не менее 20%.
Физические лица признаются взаимозависимыми, если имеют доли в совместном бизнесе, состоят в должностном подчинении, в браке, в родстве или свойстве, если один из них усыновитель и усыновленный, опекун (попечитель) и подопечный.
Если группа компаний или физлица будут отрицать наличие между собой «родственных связей», то они тем не менее могут быть признаны взаимозависимыми в судебном порядке.
«Законопроект касается той ситуации, когда ряд недобросовестных юридических лиц перечисляет средства за услуги, за товары, скажем так, своим дочерним или сестринским предприятиям, в оффшорные зоны по заниженным ценам. Далее эти предприятия реализуют эти товары или услуги по реальным рыночным ценам», — популярно разъяснил суть законопроекта спикер Госдумы Борис Грызлов.
Российский налогоплательщик должен будет представлять всю информацию по сделкам с взаимозависимыми лицами налоговым органам.
На внешнем рынке отслеживаться будут сделки с товарами биржевой торговли (например, нефть, металлы, зерно), а также любые сделки, если одна из компаний зарегистрирована в оффшоре.
В случае недоплаты налогов компанию обяжут уплатить их сполна. Штраф составит 40% от неуплаченного налога, но применяться штрафные санкции, как обещает Минфин, будут только при отсутствии у компании документов, обосновывающих трансфертное ценообразование.
Использование компаниями трансфертных цен давно вызывало озабоченность правительства. Минфин и налоговая служба считали использование таких цен распространенным способом ухода от налогов, бизнес называл это оптимизацией затрат. После «дела ЮКОСа» власти еще активнее заговорили об устранении «оптимизационных» лазеек в законодательстве. В представленных Минфином в начале 2007 года «Основных направлениях налоговой политики на 2008–2010 годы» тема трансфертного ценообразования была центральной. Для предотвращения практики ухода от налогов Минфин даже предлагал действовать по понятиям: корпорации получали право заключать предварительные соглашения с ФНС о ценообразовании. Смысл предложения состоял в том, что если цена сделки будет заранее согласована с налоговиками, то последующих претензий к компании уже не должно возникнуть. Именно тогда Минфин и начал готовить поправки в НК, которые сейчас дошли до Госдумы практически в неизменном виде.
Деловое сообщество, конечно же, настороженно отнеслось к этим новациям. В РСПП до сих пор настаивают на том, что контроль трансфертного ценообразования должен осуществляться исключительно во внешнеторговых сделках с биржевыми товарами. Но поскольку отстоять эту позицию в споре с Минфином не удалось, глава РСПП Александр Шохин предложил на этой неделе ввести двухгодичный переходный период, в течение которого фискальные власти не взимали бы штрафы за нарушение налогового законодательства.
И Минфин на эту уступку, кажется, готов пойти. На парламентских слушаниях в Госдуме, состоявшихся на этой неделе, замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что отсрочку по штрафам пропишут ко второму чтению законопроекта, а в целом поправки вступят в силу скорее всего со следующего года.
Проблему трансфертного ценообразования давно пора было хоть как-то урегулировать, признают эксперты. «Применение норм, закрепленных в ст. 20 и 40 НК РФ в связи с их неоднозначностью, на практике является затруднительным как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков», — говорит заместитель руководителя отдела департамента налогового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем» Николай Чумаченко.
Минфин занял достаточно жесткую позицию, поскольку без уточнения закона о трансфертном ценообразовании потери бюджета действительно огромны,
а в условиях кризиса следует искать любую возможность его пополнения, считает консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский.
Эти поправки направлены на улучшение положения в первую очередь региональных бюджетов: многие из российских регионов несут потери из-за того, что налог на прибыль платится не там, где расположено производство, а по месту размещения холдинговой компании, уточняет руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. «Сейчас, в кризисной ситуации, это становится особенно актуально. Речь может подчас идти даже не об увеличении собираемости налога, а о простом перераспределении налоговых доходов от российских бизнес-центров (Москва, Санкт-Петербург) в пользу «производящих» регионов», — полагает эксперт.
Но минфиновские поправки в НК — это новый рычаг давления на крупный бизнес. «Причём с «презумпцией виновности», так как компании должны будут сами заранее собирать все доказательные документы по сделкам, сами сдавать их в инспекцию, а потом ждать — вызовут их на «ковёр» для углубленной проверки или нет»,
— говорит руководитель проекта БСС «Система главбух» Елена Рахимова. Она полагает, что тем самым создается ещё одна коррупциогенная «кормушка» для чиновников.
Давление на бизнес после принятия поправок точно увеличится, согласен партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Шпак. В особенности, если в ближайшее время не будет принят закон о так называемой консолидированной группе налогоплательщиков. Изначально предполагалось, что этот закон будет принят в пакете с поправками в НК и компании-члены консолидированной группы налогоплательщиков будут освобождены от контроля за ценами, используемыми внутри такой группы.
Впрочем, перекрыть все лазейки для оптимизации налогов все равно не удастся, полагает гендиректор консалтинговой группы «Аюдар» Юрий Васильев. «Всегда останутся другие возможности и уловки, например использование схем толлинга, агентских соглашений, разбиение суммы контракта на более мелкие, использование товаров, для которых проблематично определить рыночную цену», — поясняет Васильев.
А транснациональные компании тем более не испугаешь никакими изменениями перечня взаимозависимых лиц,
иронизирует эксперт. В офшорных зонах полноценные бизнесы прячутся за так называемых «номинальных директоров», и налоговикам никогда не найти подлинных владельцев.