Уровень экономической интеграции в СНГ в 2000-е годы серьезно снизился, подсчитали эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР). Россия же — наименее интегрированная страна на постсоветском пространстве, говорит автор доклада «Система индикаторов евразийской интеграции», начальник отдела экономического анализа ЕАБР Евгений Винокуров. Связано это с тем, что Россия — не только крупнейший рынок в СНГ, но и крупнейший экспортер энергоресурсов и других сырьевых товаров. «Кроме этого, значительная часть товара, производимого в России, здесь же и потребляется. Это тоже один из факторов, почему Россия может выглядеть как менее интегрированная», — добавляет генеральный директор Финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов.
Структура российского экспорта на территории постсоветского пространства практически та же, что и в страны дальнего зарубежья. Разница лишь в объемах.
«В те государства, которые не добывают нефть и газ, мы их в основном и продаем», — говорит заместитель директора Центра фискальной политики, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Александр Дерюгин. Кроме этого, значимую позицию в экспорте занимает торговля оружием. «Армии стран постсоветского пространства в основном оснащены советским оружием. Поэтому они его и импортируют. Хотя есть и исключения. Например, Украина», — добавляет Дерюгин. В небольшом объеме Россия экспортирует на территорию постсоветского пространства автомобили.
Импортирует же из близлежащих стран Россия в основном дешевую рабочую силу. В 2008 году в страну, где общая численность населения составляет порядка 141,9 млн человек, больше всего мигрантов приехало из Узбекистана (643 тыс. человек), из Таджикистана (391 тыс. человек), из Украины (245 тыс. человек) и из Киргизии (185 тыс. человек).
Лидеры интеграции на постсоветском пространстве — Киргизия, Таджикистан и Армения. Три этих небольших государства сильно зависят экономически от своих соседей, объясняет Винокуров. Четвертую и пятую позиции в рейтинге интеграции занимают Белоруссия и Молдавия, но если уровень интеграционного взаимодействия второй резко снижается, то у Белоруссии значительно растет. «Беларусь традиционно входит в число ключевых государств, определяющих тенденции постсоветской интеграции, а ее экономика тесно связана с российской. Молдова, напротив, является одним из скептиков в отношении интеграционного взаимодействия на пространстве», — говорится в докладе ЕАБР.
В аутсайдерах рейтинга оказались преимущественно крупные страны: помимо России сюда вошли Казахстан, Азербайджан и Украина.
«Азербайджан и Украина всегда с большей сдержанностью относились к интеграционным проектам в СНГ, соглашаясь на ограниченное участие. Например, для Украины таким пределом является зона свободной торговли», — объясняют авторы доклада. Тот факт, что к группе «замыкающих стран» относится и Грузия (официально покинула СНГ 18 августа 2009 года), эксперты ЕАБР связывают с политическими причинами.
Усиливать российскую интеграцию со странами-соседями имеет смысл, говорят эксперты. Это поможет увеличить экспорт продукции машиностроения и других товаров с высокой добавленной стоимостью,
полагает Винокуров. «Собственно, ради этого и создается Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Увеличение масштаба экономики создает более высокую степень эффективности для участников», — добавляет Нефидов. Создание единой таможенной территории на практике будет означать применение единых ставок ввозного таможенного тарифа по всем видам товаров, отмену таможенных границ между государствами союза и перенос всех видов государственного контроля (за исключением пограничного) на внешнюю его границу. По расчетам экспертов ЕАБР, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году дополнительный прирост ВВП государств-участников таможенного союза на 15–20%.
Но чтобы подтолкнуть российскую экономику к «модернизации», о которой неоднократно говорил президент России Дмитрий Медведев, создания одного лишь таможенного союза мало. «Наиболее предпочтительным для России является вступление в ВТО», — говорит заместитель директора Центра фискальной политики, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Александр Дерюгин. По словам эксперта, если мы хотим что-то менять, надо менять систему взаимоотношения с другими странами. «Надо рассматривать взаимоотношения России со всем миром, не деля его на постсоветское и все остальное пространство», — резюмирует Дерюгин.