В 2010 году Россия может сократить объем выпуска государственных облигаций до $8–10 млрд, заявил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач на российской банковской конференции в Лондоне. Ранее планировалось привлечь на мировых рынках $17,89 млрд.
«Сокращение потребностей во внешних кредитах вызвано тем, что средняя цена барреля нефти выходит на уровень $60–65», — объяснил Клепач.
Высокие цены на нефть позволяют увеличить доходы бюджета и сократить дефицит в казне, ради покрытия которого Россия и собиралась выйти на рынок внешних заимствований впервые после 10-летнего перерыва.
Рост цен на нефть позволит сократить дефицит бюджета до 6,9% ВВП вместо запланированных 8,3%, еще на прошлой неделе сообщил министр финансов Алексей Кудрин. Изначально в бюджете-2009 среднегодовая цена нефти была заложена в $41 за баррель, летом ее повысили до $54 за баррель, а в начале осени — еще до $57. В последние месяцы нефть торгуется выше отметки в $70, а в ноябре вплотную приблизилась к $80.
«Если цена на нефть будет существенно выше $60 за баррель, под $100 за баррель, то бюджет может быть бездефицитным», — заявил Кудрин.
Сейчас, согласно прогнозам Минфина, дефицит бюджета в 2010 году составит 6,8% ВВП, в 2011 году — 4,3%, в 2012 году — 3%. Для его покрытия в 2011 году планируется привлечь на внешних рынках $20,67 млрд, в 2012 году — $20 млрд.
«Цены на нефть выше прогнозов, соответственно, поступления в бюджет будут выше и будут пересмотрены объемы размещений», — соглашается с прогнозом Клепача управляющий глава дирекции анализа экономики и финансов банка «Траст» Павел Пикулев. «$18 млрд были заложены как максимальная заявка, это давало гибкость в том случае, если цены на нефть рухнут, — напоминает старший аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Табах. — В российском бюджете с 1999 года много лет подряд закладывались внешние заимствования и не реализовывались».
Ранее замглавы Минфина Сергей Сторчак говорил и еще об одном плюсе сокращения объемов заимствований: «сразу трудно поднять» $18 млрд. «Если мы опускаем планку заимствований до $10–12 млрд, то это технически и политически более выгодно», — объяснил Сторчак.