Премьер-министр Владимир Путин втрое снизил объем средств, которые Фонд ЖКХ должен в этом году вернуть в федеральный бюджет, следует из постановления правительства. Ранее планировалось, что сумма в 65 млрд рублей будет возвращена для покрытия бюджетного дефицита. Теперь все деньги, которые разрешено не возвращать, пойдут на текущие программы, уверяют в фонде, финансирующем на долевой основе с регионами капитальный ремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья. «Но главное — мы сможем удовлетворить заявки регионов в оперативном режиме, как и раньше. Не будет разрыва. Ведь если бы сейчас мы отдали 65 млрд, а возврат от государства в 50 млрд рублей, как планировалось, произошел бы в следующем году, эта процедура заняла бы больше времени», — пояснил «Газете.Ru» представитель госкорпорции Григорий Волков. Когда кризис грянул, фонд даже выступил «неким антикризисным инструментом», хвалятся в госкорпорации. 30 млрд рублей было выделено регионам на достройку жилья. Кроме того, на 2009 год с 20% до 5% была снижена минимальная доля регионального софинансирования, отчитывается Волков.
«Решение правительства сократить возврат средств в целом правильное: если бы у госкорпорации забрали сейчас деньги, на следующий год был бы дефицит по всем программам. И аварийный фонд остался без ремонта, и никого бы никуда не переселили»,
— считает депутат Госдумы Галина Хованская.
Другое дело, что сама эффективность госкорпорации, которая к тому же успела запятнать себя громким скандалом с нецелевым использованием средств на бонусы руководству, находится под вопросом. Фактически роль фонда ЖКХ сводится к выделению средств регионам, которые, впрочем, можно было бы передать и прямой росписью, констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Губернаторы не зря настаивали, чтобы им выделяли деньги напрямую, ведь все равно, есть корпорация или нет, контролировать, насколько эффективно тратятся эти деньги, надо на местах, говорит Хованская.
А накладные расходы, содержание аппарата с неограниченными бонусами, по большому счету, ничем не оправданы. Тему неэффективной работы госкорпораций и возможного упразднения некоторых из них недавно в очередной раз поднял на встрече с бизнесом и президент Дмитрий Медведев. В случае с корпорацией ЖКХ вопрос практически решенный – она изначально должна была уйти со сцены в 2012 году. Однако вряд ли к тому времени ей удастся выполнить свою задачу — «создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан и стимулирование реформирования ЖКХ».
Зачастую фонд, напротив, создает проблемы собственникам ветхого жилья, создавая целый ряд условий, которые выполнить простым гражданам просто невозможно.
«Сейчас, чтобы получить деньги, корпорации нужно соблюсти условие пятипроцентного софинансирования со стороны собственников. Таким образом, хорошие дома, где живут собственники побогаче, ремонтируются, а дома, где живут пенсионеры и нищие, как стояли без ремонта, так и стоят. Плюс, чтобы получить деньги фонда, дом должен состоять в товариществе», — сетует Хованская.
«Многие хотят, чтобы деньги раздавались просто так, без всяких обязательств, и побольше. Но это противоречит самой сути реформы ЖКХ. Фонд был создан не для того чтобы просто раздавать, а именно под определенное условие – реформирование», — парирует Волков. Впрочем, эксперты считают, что именно этой важнейшей своей задачи фонд как раз не выполняет.
Эффективное структурное реформирование как раз и не проводится — для него необходимы частные инвесторы,
говорит Николаев. Тем более что государственного финансирования на эти цели явно не хватает: объем накопленных обязательств в десять раз выше суммы, выделенной изначально, — 3 трлн против 240 млрд рублей. По словам представителя фонда, тех денег, которые выделялись изначально, хватило бы только на ремонт 12% жилья и расселения 30% аварийного жилья.
В ЖКХ нужна конкуренция за потребителя и повышение качества предоставляемых услуг. Именно конкуренция позволяет создавать механизмы, уменьшающие издержки. Для этого нужно, чтобы все организации, которые были аффилированы с муниципальными городскими органами власти, были реально преобразованы из муниципальных ГУП в ОАО, чтобы доступ был привлекателен и открыт для всех, подчеркивает Николаев. Однако пока приватизации, аналогичной проведенной Анатолием Чубайсом в энергетике, в отрасли ЖКХ не предвидится.