Генпрокуратура России считает необходимым внести ряд поправок в законодательство, что позволит привлекать к ответственности чиновников, неэффективно расходующих деньги, выделенные из казны. Об этом в среду сообщил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Александр Аникин.
«Представляется целесообразным проработать вопрос об установлении конкретной меры ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств, в том числе и уголовную ответственность»,
— сказал Аникин. Он считает, что органы госфинконтроля, как правило, не дают должной оценки соблюдению данного принципа.
При этом прокурор отметил, что понятие «неэффективное использование» до сих пор не разъяснено в действующем законодательстве. Хотя при составлении бюджетов задействованные в этом чиновники должны стремиться к достижению заданных результатов с минимально возможными затратами, уточнил Аникин.
Власти из года в год твердят о необходимости оптимизировать госуправление и затраты на него. Кризис, приведший к огромному дефициту бюджета (6,8% ВВП, или 2,9 триллиона рублей на 2010 год) и исчерпанию Резервного фонда уже в середине следующего года, сделал ее особенно актуальной.
Состояние дел в этой сфере сейчас «критически плохое», заявил в среду на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей президент Дмитрий Медведев. О необходимости изменить ситуацию в сфере госрасходов говорил на этой неделе и премьер.
В сфере образования и здравоохранения было неэффективно израсходовано 147 миллиардов рублей, заявил Владимир Путин. По сути, заметил премьер, значительная часть этих денег была «проедена».
Они тратились в основном на содержание учреждений, а не на поощрение лучших специалистов или закупку современного оборудования.
По данным премьера, в 2008 году расходы на государственное и муниципальное управление выросли на 30%. В 2009 году — еще на 4%. Каждый третий бюджетный рубль в этой сфере был потрачен без должной отдачи. «И это в условиях кризиса, — негодовал премьер, — когда мы с вами по всем направлениям стремимся к экономии».
В Госдуме инициативу Генпрокуратуры поддерживают. «Это будет полезная статья, особенно для работы Счетной палаты, которая сможет выявлять не только нецелевое расходование средств, но и неэффективные траты», — говорит член комитетат Госдумы по собственности Евгений Богомольный.
Проблема назрела, соглашаются эксперты. «Денег в бюджете стало существенно меньше, а чиновники не стремятся отказываться от прежнего, докризисного образа жизни и расходуют средства бюджета все так же неэффективно», — говорит Константин Романов, аналитик ИК «Финам».
Административное наказание должно составлять достаточно высокий процент от «неэффективно использованной» суммы, что снижало бы мотивацию к подобным действиям, считает Романов. А уголовное наказание могло бы достигать трех-пяти лет лишения свободы.
Впрочем, не все эксперты видят надобность в том, чтобы дополнять УК новой статьей.
«Вообще-то, действующий УК позволяет привлечь чиновника, допустившего неэффективные госрасходы, по нескольким статьям»,
— поясняет руководитель группы финансовых расследований компании «ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-Право» Александр Сотов. Сейчас чиновника можно привлечь по статье 160 — присвоение или растрата госсредств. В этом случае провинившемуся грозит лишение свободы от 2 до 6 лет. «Еще имеется статья 293 — халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, предусматривающая штраф до 120 тысяч рублей», — говорит Сотов.
При этом термин «халатность» признан президиумом Верховного суда юридически корректным еще в 1990 году, а вот что такое «неэффективное использование» — действительно не очень понятно, говорит юрист.