Основателя хедж-фонда Galleon Group миллиардера Раджа Раджаратнама арестовали по обвинению в использовании инсайдерской информации, сообщается в пресс-релизе прокуратуры Южного округа Нью-Йорка. Вместе с миллиардером задержаны еще пятеро финансистов самого высокого ранга. Среди задержанных — старший вице-президент компании IBM Роберт Моффэт, менеджеры инвестфонда New Castle (бывшее подразделение поглощенного гиганта Bear Sterns) Даниэле Кьези и Марк Курланд, директор по инвестициям корпорации Intel Раджив Гоэл, а также директор консалтинговой фирмы McKinsey & Co Анил Кумар.
Миллиардера обвиняют в создании инсайдерской схемы на общую сумму около 25 миллионов долларов. Сторона обвинения называет дело «крупнейшим в истории США, основанном на инсайдерской торговле». Бизнесмена обвиняют в «мошенничестве с ценными бумагами» и «преступном сговоре». По информации Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) бизнесмен договорился с некоторыми представителями топ-менеджмента американских корпораций. Они разглашали владельцу Galleon информацию о финансовом положении своих компаний, в частности об их квартальных доходах, до официального оглашения. Это помогало бизнесмену играть на росте и падении курсов акций компаний. Всего Раджаратнаму предъявлены обвинения по 13 пунктам. В частности в них фигурируют незаконные сделки с акциями Google, сети отелей Hilton, компьютерной AMD, которые проводились начиная с 2006 года.
Правоохранительные органы США заинтересовались Galleon Group в конце 2007 года. «Во время расследования этого дела впервые была применена санкционированная судом тайная запись переговоров, касающихся инсайдерской торговли на Уолл-стрит», — говорится в пресс-релизе прокуратуры. Теперь же, как сообщает прокуратура Нью-Йорка, по многим из предъявленных пунктов ему грозит тюремное заключение на срок до 20 лет.
При этом по совокупности совершенных преступлений бизнесмен может получить 200 лет тюремного заключения.
«На Западе, а особенно в Америке, правосудие к распространению инсайдерской информации относится гораздо жестче, чем в России», — объясняет столь жестокий на первый взгляд приговор юрист фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Илья Болотнов. Дело в том, что распространение инсайдерской информации, по большинству из западных законодательств, считается тяжким преступлением. И в отличие от России, по словам юриста, «граждане стран ЕС и Америки точно знают, что за распространение инсайда они рано или поздно будут наказаны». Сейчас миллиардер отпущен на свободу: суд назначил Раджаратнаму залог в размере 100 миллионов долларов. У бизнесмена забрали паспорт, и лишили его возможности отъезжать на расстояние более 110 километров от Нью-Йорка. Адвокат бизнесмена заявил, что его клиент не собирается скрываться от правосудия и готов доказать свою невиновность. В компании Galleon Group, в свою очередь, выразили готовность в полной мере сотрудничать со следствием.
Впрочем миллиардер мог и попасть «под горячую руку». Дело в том, что основной деятельностью Раджаратнама была работа именно в хедж-фондах. А «инсайдерская информация – важнейшая часть работы хедж-фондов: они должны опережать рынок», объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По мнению эксперта, когда начался кризис, власти США начали искать виноватых.
«Первыми в списке «козлов отпущения» стали рейтинговые агентства, а вторыми – как раз хедж-фонды», добавляет Абзалов.
В Америке, по мнению Абзалова, поиски усугубились финансовой политикой Барака Обамы: он сделал ставку не на промышленность, как например правительство России, а на финансовые институты, поэтому, когда за последние несколько месяцев критика в отношении денежной политики Обамы обострилась, президент был вынужден найти «громоотвод». В правоохранительных органах США не скрывают возможности новых следствий над инсайдерами. «Это дело должно стать пробуждающим звонком для Уолл-стрит», — заявил прокурор Прит Бхарара. «Все американские финансовые дела теперь будут громкими, и каждый, кого уличат в финансовых махинациях, получит самый суровый приговор. Это снизит социальную напряженность в период кризиса», — резюмирует Абзалов.