В Госдуму внесен законопроект о полном запрете рекламы лекарств на телевидении, радио, а также во всех печатных СМИ, которые не являются специализированными медицинскими изданиями. Депутат фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков предлагает внести соответствующие поправки в статью 24 Закона «О рекламе». В случае если документ будет принят Госдумой,
вся реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения уйдёт из общедоступных средств массовой информации.
Единственное допущение, предполагаемое в законопроекте, — реклама медицинских услуг, которая останется разрешена. Этот законопроект прямо противоречит проекту закона, который лоббирует Минпромторг, — о разрешении продажи безрецептурных препаратов в супермаркетах, напоминает ведущий аналитик фармакологического рынка ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
Запретительные меры депутат Беляков объясняют необходимостью бороться со склонностью россиян к самолечению. Автор законопроекта считает, что на сегодняшний день «законодательство в сфере рекламы не только не способно обеспечить безопасность потребления лекарственных препаратов, но и провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств».
«Вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, «сильнее боли», а потом, к несчастью, узнает, что у него опухоль головного мозга»,
— добавляет депутат. В результате, по данным Белякова, до 70% россиян предпочитают самолечение посещению врача. При этом около 5% больных, поступающих в медицинские заведения, являются жертвами самовольного приема лекарств, а умирают от бесконтрольного употребления таблеток в 10 раз больше людей, чем от ошибок хирургов.
По словам экспертов, «самолечение — это значительный драйвер рынка». «Самолечение — это ментальный фактор, чтобы от него отказаться, нужно развивать более эффективную лекарственную и медицинскую помощь. У человека может быть уже рак четвертой степени, а он все аспирин глотает. И все потому, что ему некомфортно взаимодействовать с врачом», — объясняет Мелик-Гусейнов. Так что причина самолечения лежит именно в низком качестве медицины. И решить проблему, просто запретив рекламу лекарств, нельзя. «Люди не желают стоять в огромных очередях, особенно в государственных поликлиниках, качественных врачей мало, поэтому больные пытаются сохранять своё время и купить лекарство самому», — говорит аналитик потребительского рынка ИК «Тройка-Диалог» Виктория Соколова.
Самое страшное, по словам Белякова, что
провизоры в аптеках, обладая крайне низким уровнем квалификации, зачастую советуют гражданам препараты, опираясь на ту же рекламу по телевизору.
Нередки и такие случаи, приводит пример Мелик-Гусейнов, когда аптеки продают рецептурные лекарства без рецепта, причем не предупреждают об их побочных действиях. Запрет рекламы, как считает и Беляков, должен осуществляться в комплексе с регулярным повышением квалификации провизоров и участковых врачей, которые должны оказывать гражданам квалифицированные консультации в выборе лекарственных средств.
Введение в силу этого законопроекта сильно ударит по рынку лекарственных средств, утверждают аналитики. Они отмечают прямую зависимость продаж от рекламы.
«Как только запускают рекламу, продажи увеличиваются на 10–30% в зависимости от препарата, как только рекламная кампания заканчивается — в течение года тренд нисходящий, и к концу года перестают покупать»,
— утверждает Мелик-Гусейнов. «На данный момент реклама существенно влияет на фундаментальные структуры рынка лекарств», — утверждает Соколова.
Если законопроект будет принят в России – это будет новшество. «В других странах Европы, а также в США нет подобных запретов», — напоминает Соколова. Если закон о запрете рекламы заработает, это может уменьшить и без того не очень развитый фармацевтический рынок страны — ведь «в России употребляется лекарств всего лишь на $100 на душу населения в год, это даже меньше, чем в Польше», поясняет эксперт. «С тем же успехом можно запретить рекламу сахаросодержащих продуктов, которые вредны для диабетиков», — иронизирует Мелик-Гусейнов.
Не все, однако, разделяют такое мнение. «На фармакологический рынок новый законопроект окажет незначительное влияние», — уверен генеральный директор DSM Group Александр Кузин. Рекламные бюджеты будут потрачены через другие каналы продвижения продукции: на выставках, семинарах, в специализированных изданиях. «В средствах массовой информации рекламируется, дай бог, всего лишь несколько десятков препаратов, а всего их около 10 000, причем из них больше половины – безрецептурных», — добавляет он.
Даже если прекратить упоминать в прессе о лекарствах, покупать их будут все равно. По мнению эксперта, чтобы бороться с неэффективным использованием лекарственных средств, нужно расширить список рецептурных препаратов.
Однако «настоящие герои идут в обход», изобретая новые неэффективные законы, сокрушается Кузин.