Налоговые поступления в федеральный бюджет за 9 месяцев текущего года сократились на 32% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составили 2 трлн 195 млрд рублей, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС).
Больше всего упали доходы казны от налога на прибыль — в 4,2 раза, до 143 млрд рублей.
На это повлияли общие последствия кризиса – рост убытков и снижение рентабельности предприятий, а также снижение с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%, поясняет ФНС. Действительно, объем промпроизводства за январь — сентябрь сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего этот налог принес казне 7% налоговых доходов.
Поступления налога на добычу полезных ископаемых в январе — сентябре снизились в 1,9 раза — до 680,5 млрд рублей
(в том числе на добычу нефти пришлось 613,2 млрд). НДПИ обеспечил 31% всех налоговых поступлений российского федерального бюджета. Падение сборов НДПИ в первую очередь зеркально отражает падение цен на нефть. Если в декабре 2007 года – июле 2008 года нефть стоила $106,3 за баррель, то уже спустя год она подешевела более чем в два раза, до $50,7.
Сборы акцизов в федеральный бюджет составили около 60 млрд рублей и снизились относительно января — сентября 2008 года в 1,5 раза. Но здесь причина не в кризисе: с этого года акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла в полном объеме зачисляются в региональные бюджеты, напоминает ФНС.
А вот поступления налога на добавленную стоимость смогли даже увеличиться. НДС на товары, работы и услуги, реализуемые на российской территории, принесли на 11,1% больше, чем за девять месяцев прошлого года: 889 млрд рублей. Правда, НДС на товары, ввозимые из Белоруссии, напротив, упали на 30% — до 22 млрд рублей. «НДС дал прирост потому, что его уплата не зависит от экономических показателей предприятий. Кроме того, это налог, который администрируется наиболее жестко», — поясняет ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев. Благодаря НДС собран 41% всех налоговых доходов бюджета.
Очевидно, благодаря усилиям налоговиков выросли и поступления единого социального налога.
Хоть рост и незначительный — на 1,7%, в текущей экономической ситуации это выглядит неожиданым. «Увеличение количества безработных, снижение зарплат в большинстве отраслей, отказ от выплат значительных бонусов могло привести только к снижению ЕСН»,
— говорит партнер группы «БДО Юникон» Виталий Иваненко. Основной причиной роста поступлений может быть эффект от работы налоговых органов по повышению собираемости налогов, усилившейся в этом году, функционирование так называемых зарплатных комиссий и, соответственно, «вывод из тени» предприятиями значительной части зарплат, полагает эксперт. «Рост сбора ЕСН находится в рамках статистической погрешности, а отсутствие снижения поступлений можно объяснить как давлением на налогоплательщика со стороны зарплатных комиссий, так и тем, что из-за невыплат ряда бонусов руководителям снизился эффект регрессивной шкалы ставок», — соглашается Ширяев. Всего ЕСН принес бюджету 17% всех налоговых доходов — 376 млрд.
Очевидно, по той же причине страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд, в январе — сентябре поступило 933,3 млрд рублей, что на 1,4% больше, чем год назад. Поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выросли на 2% — до 66,4 млрд рублей. В территориальные фонды ОМС поступило 116 млрд рублей, что на 1% больше, чем год назад. Лишь в Фонд социального страхования поступило на 15% меньше, чем в январе — сентябре 2008 года, — 42,4 млрд рублей.
По итогам года собираемость налогов может вырасти, особенно если цены на нефть останутся на текущем уровне. Сейчас цена на российскую нефть на мировом рынке составляет порядка $70 за баррель против $54 за баррель, заложенных в бюджете России на второе полугодие.
«Выпадающие доходы вполне могут быть покрыты за счет роста нефтяных доходов бюджета. Общий объем собранных налогов по результатам 2009 года составит порядка 10–11 трлн рублей», – говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Кроме того, говорит Ширяев, в конце года следует ожидать некоторого увеличения собираемости налогов из-за традиционных бюджетных выплат по госзаказу, приходящихся на этот период и перераспределяемых далее по цепочкам смежников — субподрядчиков, поставщиков комплектующих и т. п. «Также в конце года традиционно завершаются доначислениями выездные налоговые проверки», — отмечает Ширяев.