Обсуждение бюджета 2010 года дошло до Мосгордумы. В среду городской парламент обсудил проект документа в первом чтении. Как сообщил руководитель департамента финансов Москвы Юрий Коростелев, доходы казны составят 994,5 млрд руб., то есть формально увеличатся на 5% относительно объема, запланированного на текущий год. Но с учетом инфляции это означает уменьшение. Расходы бюджета по сравнению с прошлым годом урезаются на 4,3% и планируются в объеме 1,12 трлн рублей.
Дефицит бюджета составит 125,7 млрд рублей. На 95% он будет финансироваться за счет заимствований. При этом, как объяснил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, впервые за многие годы не ожидается сколь-либо существенных переходящих остатков бюджета на начало следующего года и раздать прежние долги за счет привычного профицита уже не получится. В результате сумма госдолга столицы возрастет с 266,2 млрд рублей в 2009 году до 383,4 млрд рублей в 2010 году. И в 2,7 раза увеличится стоимость обслуживания долга — с 17,9 млрд рублей до 48,8 млрд рублей.
Однако столичные власти пошли на это, так как рассматривают 2010 год как период выхода из кризиса и считают, что должны «инвестировать в будущее развитие, чтобы не консервировать стагнацию».
Как и в прежние годы, основными статьями доходов бюджета остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако соотношение между ними изменилось на противоположное. В 2010 году объем поступлений от НДФЛ запланирован на уровне 417,1 млрд рублей. В то время как от сократившегося вдвое налога на прибыль организаций власти города рассчитывают получить только 375,9 млрд рублей. Роста неналоговых доходов — от продажи земли, квартир, аренды, инвестиционных проектов — не ожидается.
Тем не менее бюджет 2010 года сохранит и даже усилит социальную направленность, заверил депутатов Коростелев: прямые расходы на социальные цели возрастут по сравнению с текущим годом с 44% до 51% и составят 566,7 млрд рублей. При этом 19% в структуре соцрасходов (86,4 млн рублей) занимают расходы на финансирование доплат до городского гарантированного минимума, устанавливаемого правительством Москвы для неработающих пенсионеров.
Впрочем, столь существенно соотношение между социальными и иными расходами изменилось главным образом за счет урезания последних. Самая пострадавшая от кризиса часть бюджета, как признаются чиновники, – адресная инвестиционная программа. Уже в этом году она была сокращена на 43% – с 375 млрд рублей до 212 млрд. Финансовое обеспечение инвестпрограммы в 2010 году запланировано в еще меньшем объеме – 204,3 млрд рублей. В полтора раза урезаны инвестиции в 2010 году в Московский метрополитен относительно показателей, установленных в постановлении правительства Москвы «О развитии метрополитена в городе Москве до 2015 года».
В 2010 году объемы сданного строительства в столице будут сокращены в три раза по сравнению с 2009 годом. На следующий год запланировано построить жилье, общая площадь которого составит 1 млн кв. метров. Из них более 746 тыс. кв. м жилья — за счет городского бюджета, остальное – за счет инвесторов. Для сравнения: в этом году городские власти рассчитывают ввести около 3 млн кв. метров.
В денежном выражении расходные обязательства социального характера лишь в 1,1 раза больше, чем было в секвестрованном бюджете Москвы на 2009 год. Столичные финансисты исходили из того, что уровень инфляции в будущем году не превысит 10–11%.
По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, при таком подходе власти города не смогут выполнить своего обещания довести доходы 2 млн неработающих пенсионеров до двух прожиточных минимумов. «На конец этого года прогнозируемая инфляция составит 14%, а это значит, что уже на 1 января должны быть заложены гораздо большие суммы для доплат, — заявил Митрохин. — К тому же цены на товары первой необходимости растут в кризис быстрее, чем на все остальное. Нельзя обманывать пенсионеров: раз пообещали им доплаты до двух прожиточных минимумов, так не надо теперь хитрить с методиками их расчета».
Расходные обязательства бюджета по отдельным социальным статьям не обеспечены, подержал его председатель контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских. Кроме того, по расчетам КСП, доходы московского бюджета могли бы быть на 16 млрд больше: городские финансисты недооценили возможностей временного размещения свободных средств бюджета, земельного и транспортного налога.
По мнению лидера фракции КПРФ Владимира Лакеева, доходная часть бюджета могла бы увеличиться и на 40 млрд рублей, если бы городские власти «прекратили порочную практику минимального налогообложения владельцев рынков, предприятий сферы услуг и других субъектов экономики, использующих бесконтрольный наличный расчет». Что до расходных статей бюджета, то, по мнению Лакеева, следует пересмотреть раздел «Общегосударственные вопросы».
«На 4,5 млрд рублей вырастут расходы на функционирование исполнительных органов госвласти Москвы, в этом вопросе про инфляцию не забыли, — заявил Лакеев. – Зато в полтора раза (с 1,6 млрд рублей до 1 млрд рублей) предлагается сократить расходы на обеспечение занятости в городе. И это в условиях роста безработицы!»
Кроме того, считает Лакеев, проектом бюджета предусмотрены необоснованные льготы для коммерческих структур, в том числе прямые раздачи им денег, хотя доходы городской казны от вложений в эти структуры ничтожны. Взносы в уставные капиталы частных фирм, в том числе вне Москвы, и поддержка финансового рынка обойдутся столичным налогоплательщикам в 37 млрд рублей, подсчитал Лакеев. Зато на поддержку московской промышленности планируется направить менее 1% расходной части бюджета.
Впрочем, по мнению единоросса Игоря Антонова, все критические замечания оппозиционных фракций — не более чем политические заявления. «Они даже не соизволили написать свои замечания на проект бюджета до выноса его на первое чтение», – заявил Антонов, пообещав все же рассмотреть все предложения, которые будут поданы в виде поправок. Впрочем, напомнил он, принимать поправки к проекту бюджета окончательно будет уже парламент следующего созыва.