Массовые увольнения в компаниях вынуждают оставшихся на работе сотрудников выполнять больше работы. «Мой руководитель очень сожалеет, что люди — не роботы. Заваливает заданиями, не относящимися к непосредственным обязанностям, причем не успеешь сделать одно – уже подкидывает другое, а когда я должна делать свои непосредственные обязанности – это мои личные проблемы. Кроме того, он экономит на сотрудниках (нет юриста, экономиста, системного администратора, курьера и др.) – главному бухгалтеру приходится работать за всю бухгалтерию без всяких доплат. При этом руководитель говорит: у вас нет выбора, кризис еще не закончился», — с подобными жалобами столкнулись аналитики рекрутингового портала SuperJob.ru.
По заказу «Газеты.Ru» они провели опрос «Как изменились ваши должностные обязанности в связи с кризисом?» Всего было опрошено 12 670 представителей экономически активного населения России старше 18 лет, имеющих на данный момент постоянную работу.
Каждый второй из опрошенных респондентов пожаловался на то, что в последнее время у него увеличилась нагрузка на работе. Самыми «пострадавшими» оказались финансисты, экономисты — на увеличение своей нагрузки жалуются более 57% опрошенных работников этой сферы.
Увеличение функционала в условиях кризиса — это естественный процесс, убеждены эксперты. «Традиционно у пиарщиков, маркетологов, специалистов по развитию и тому подобных специалистов список обязанностей был очень размытый, а теперь их нагружают дополнительными заботами», — объясняет руководитель проекта по развитию бизнеса холдинга «Империя кадров» Юлия Пискунова.
Имеются и другие поводы для увеличения количества жалоб. «За последние несколько тучных лет люди просто избаловалось», — уверена Пискунова. По её словам, служащие, особенно начальники разного уровня, привыкли перекладывать часть своих дел на многочисленных помощников, ассистентов или просто коллег, а теперь вынуждены обходиться без них.
Также существенное увеличение нагрузки почувствовали на себе офисные работники, «белые воротнички» middle-уровня, сотрудники отдела персонала, внутрикорпоративные юристы, бухгалтеры. «Вполне закономерно, что увеличение нагрузки почувствовали сотрудники, занятые в наиболее пострадавших от кризиса сферах»,
— утверждает президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров. А пострадали как раз те сотрудники, которые не генерируют денежные потоки, объясняет руководитель проекта Работа@Mail.Ru Алена Владимирская.
Аналитики отмечают, что работодатели все чаще предлагают вакансии с удвоенными специальностями: секретарь/HR-специалист, работник административного отдела/PR-менеджер и т. д. Вот как описывает свои ощущения один из офисных работников: «Раньше можно было особо не напрягаться, всё равно бы платили и платили хорошо, потому что деньги просто некуда было девать. Сейчас мне приходится «грызть землю» за «место под солнцем» и задействовать ресурсы своего организма и ума, доселе не тронутые. Но мне это нравится, наконец-то мы почувствуем, что такое «естественный отбор», поймём смысл такого требования при найме на работу, как «высокая стрессоустойчивость».
Однако не всем заверениям офисных работников стоит верить. «Стоит отметить, что в рамках подобного опроса у офисных специалистов традиционно возникает желание показать, что они больше загружены и их сильно затронул кризис», — уточняет главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. Кроме того, опрашиваемые зачастую говорят об увеличении общего объема работы, а не о количестве своих должностных обязанностей.
Жалуются на увеличение нагрузки и государственные чиновники: «Сокращение штата привело к увеличению должностных обязанностей, как минимум 4 должности слились в одну», — замечает один из респондентов. Один из авторов данной статьи, подавая на днях документы в отдел ЗАГС, наблюдал такую картину: сотрудница приняла заявление на вступление в брак, при этом она еще регистрировала новорожденных, и выписывала документы по смене фамилии, и даже поучаствовала в обряде бракосочетания.
«Мы наблюдаем следующую тенденцию: чем больше специальность работника зависима от воли руководителя, чем меньше он защищен, тем, соответственно, сильнее крен в сторону увеличения обязанностей», — отмечает Бизюков. В связи с этим кризис проще переживается сотрудниками больших компаний, нежели мелких фирм. «На крупных предприятиях выше уровень правовой культуры, отношения «начальник — подчиненный» более формализованы», — утверждает Бизюков. Работнику там проще защищать свои права.
Дополнительные обязанности в первую очередь ложатся на сотрудников, не обладающих большим опытом работы, например, недавних выпускников вузов. В категорию риска попадают и матери-одиночки.
«Впрочем, сейчас нагрузка на работников компаний постепенно приходит в норму, люди учатся работать, а не просто проводить время на службе», — заявляет Пискунова.