В июле ставки по банковским депозитам в Риксбанке — центробанке Швеции — составили минус 0,25%. Регулятор предпринял такой необычный шаг, чтобы побудить коммерческие банки увеличить кредитование реального сектора, а не накапливать деньги на счетах в ЦБ. «В отрицательных процентных ставках нет ничего страшного», — приводит The Financial Times слова заместителя управляющего Риксбанка Ларса Свенссона, наиболее активного сторонника этой идеи. «То, что сделал Риксбанк, очень смело, — возражает главный стратег по инструментам с фиксированной доходностью шведского банка SEB Генрик Мительман. — Они решили увидеть, справятся ли рынки с этим».
Шведы первыми решились ввести отрицательные ставки. Однако, если власти других стран увидят, что эта стратегия эффективна, они могут последовать шведскому опыту, пишет The Financial Times.
Глава Банка Англии Мервин Кинг уже намекал, что регулятор может прибегнуть к подобной мере, если будет возрастать угроза «ловушки ликвидности», когда деньги застревают в банковской системе и не поступают в реальную экономику.
Основания для такого предупреждения у него есть. Банк Англии выкупил гособлигации и активы компаний, большую часть которых составляли банки, примерно на 140 млрд фунтов стерлингов. Однако начиная с марта, когда была запущена программа, деньги, которые предполагалось использовать для увеличения кредитования, вернулись в центробанк. С марта до конца июля депозиты коммерческих банков в ЦБ выросли в пять раз – с 31 млрд фунтов стерлингов до 152 млрд фунтов. «Решение английского регулятора зависит от того, будут ли банки направлять предоставленные им средства на кредитование физических и юридических лиц. Если этого не произойдет в ближайшие месяцы, Банк Англии может прибегнуть к отрицательной процентной ставке. По сути, это штраф для банков, отказывающихся кредитовать», — считает глава департамента по разработке валютных продуктов RBC Capital Markets Джон Рейт.
Отрицательные ставки дестимулируют коммерческие банки «складировать» наличность на счетах ЦБ и принуждают к принятию рисков кредитования, признает управляющий директор ИК «Арбат Капитал Менеджмент» Александр Орлов. Однако боязнь рисков может перевесить.
«Основной проблемой кредитования являются повышенные риски невозврата. Поэтому трудно представить, чтобы, по сути, резервные деньги были направлены на выдачу кредитов»,
— говорит аналитик Номос-банка Илья Ильин.
Скорее всего, банки постараются найти альтернативный способ вложения денег. «Банки могут меньше хранить денег в Центробанке, но направить их, например, на приобретение других активов, гарантирующих относительную сохранность средств», — отмечает аналитик отдела анализа рынка акций ИБ «Кит Финанс» Дмитрий Полевой. В частности, банки могут покупать госбумаги. Что касается России, то
«вложения в «бивалютную корзину», сделанные в начале июня, приносят около 16-17% годовых, это лучше, чем доходность по облигациям, и менее рискованно, чем предоставление кредитов»,
приводит пример главный экономист УК «Русь Капитал» Алексей Логвин. Кроме того, источником прибыли сейчас может быть и фондовый рынок, хотя тут надо быть предельно осторожным, добавляет начальник управления внешнеэкономической деятельности КБ «Открытие» Юрий Амвросиев.
В России есть свои меры по увеличению кредитования, по крайней мере госбанками. В конце июня премьер-министр Владимир Путин и посоветовал руководителям банков с госучастием – Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку, ВЭБу – не планировать летние отпуска до тех пор, пока они не выдадут реальному сектору 400–500 млрд рублей кредитов до 1 октября. Путин поручил своему первому заместителю Игорю Шувалову следить за дисциплиной банкиров. Первыми в отпуск отправились главы ВТБ и Сбербанка – Андрей Костин и Герман Греф. В июле прирост кредитного портфеля ВТБ составил 6,4%, тогда как правительство рекомендовало наращивать портфель на 2% в месяц.
При этом за два месяца объемы средств, размещенных на депозитах в ЦБ, сократились в разы.
Если в начале июля остатки средств на депозитах ЦБ превышали 700 млрд рублей, то к концу августа они опустились до 200 млрд рублей. Впрочем, причина этого совсем не в росте кредитования со стороны отдельных представителей банковской системы,
отмечают эксперты. Кредитные портфели большинства банков продолжили тенденцию к сокращению, отмечают аналитики банка «Траст» в своем обзоре. Просто с 1 июля ЦБ отменил ограничения на средний объем валютных активов, что позволило банкам значительно сократить остатки на валютных счетах в ЦБ. В итоге «важной тенденцией июля явилось желание ряда крупнейших банков значительно сократить остатки на корреспондентских счетах и депозитах в ЦБ и перенаправить средства в более доходные активы – межбанковский рынок и вложения в облигации», констатируют эксперты.