Доля просроченных кредитов российских банков на 1 августа составила 5,4% ко всему кредитному портфелю, сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов на X Всероссийском банковском форуме в Нижнем Новгороде. Доля просрочки по кредитам физических лиц составила 5,9%, по кредитам нефинансовому сектору – 5,3%.
В июле темпы роста просроченной задолженности ускорились. «Общий прирост просроченной задолженности в июле составил 9,4% при среднеквартальном уровне в 8,9%», — подчеркнул Сухов. Но это не вызывает опасений у Центробанка: июльский прирост просрочки в полтора раза ниже апрельского и вдвое — январского. «Из этого следует вывод, что темпы прироста просроченной задолженности идут по затухающему сценарию», — заверил Сухов.
Регулятор доволен и объемом резервов банков на возможные потери по «плохим» кредитам: на первое августа они составили около 1,6 трлн рублей. «Объем накопленных резервов перекрывает портфель кредитов физлицам на 11%, по портфелю корпоративным клиентам – на 7,9%», — рассказал Сухов.
«Исходя из нынешней экономической ситуации, дополнительной помощи банковскому сектору помимо уже объявленных мер не последует», — делает вывод Сухов. По его словам, в 2009 году Центробанк ожидает уровень просрочки в 10% по пессимистичному сценарию. «А по оптимистичному — гораздо меньше этой цифры».
Но сами банкиры, похоже, не строят столь радужных перспектив и не исключают необходимости дополнительной капитализации. К концу текущего года объем просрочки по всему банковскому сектору вырастет до 25–30%, предсказывал президент Альфа-банка Петр Авен в середине лета. Согласно расчетам банкира, на докапитализацию банкам потребуется 5–10% ВВП, это 2–4 трлн рублей. Чуть позже рейтинговое агентство Fitch опубликовало свои расчеты: согласно базовому сценарию, на докапитализацию российских банков понадобится 674 млрд рублей, поскольку уровень просрочки достигнет 25%, из которых половина займов станут безнадежными. Если же экономические условия ухудшатся, то доля просроченных кредитов вырастет до 40% и половина из них уйдет безвозвратно. В этом случае понадобятся дополнительные вливания на 1,88 трлн рублей.
Данные Центробанка могут не отражать реальной ситуации, объясняют расхождения эксперты. «Основная проблема состоит в возможности уменьшения размера просрочки в рамках российских стандартов бухгалтерского учета. Велика вероятность того, что реальная просроченная задолженность вдвое превышает официальные данные», — говорит начальник управления внешнеэкономической деятельности КБ «Открытие» Юрий Амвросиев. Кроме того, банки могут снизить рост показателя просрочки, реструктурировав или пролонгировав кредит.
«Рост проблемных и безнадежных ссуд во втором квартале ускорился по сравнению с первым. Если в январе–марте этот показатель вырос с 3,3% до 4,4%, то уже к концу июня он достиг 7,1%»,
— соглашается заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. При этом, согласно данным Центробанка, по итогам первого полугодия доля просроченной задолженности составляла 4,2%.
О затухающем сценарии пока говорить преждевременно, уверены эксперты. «Надо посмотреть, какая просрочка будет осенью, когда исполнится год после получения кредитов с начала кризиса», — считает начальник аналитического отдела департамента финансовых рынков ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. «Ухудшение просрочки, возможно, придется на октябрь–декабрь этого года», — соглашается Амвросиев.