Более половины россиян (52%) считают, что вторая волна кризиса вполне вероятна осенью этого года. Еще 11% считают ее неизбежной, а 17% полагают, что новый виток кризиса, в принципе, возможен, но маловероятен. Такие цифры обнародовал в среду Левада-центр. Таким образом, 80% россиян так или иначе допускают пессимистический сценарий развития кризиса. Твердых оптимистов обнаружилось всего 4%. Не определившихся с ответом — 16%.
Однако вопреки пессимистическим настроениям количество россиян, считающих, что в течение ближайших шести месяцев ситуация в стране ухудшится, сокращается.
Если в октябре прошлого года, когда кризис только начинался в России, так считали 25% опрошенных, то уже спустя десять месяцев число пессимистов снизилось до 23%. При этом в январе 2009 года 34% заявляли, что ситуация в экономике ухудшится.
Другой парадокс августовского опроса состоит в уменьшении доли россиян, полагающих, что их собственное финансовое положение ухудшится. В октябре 2008 года таких было 26%, в августе – 23%. Ожидание «второй волны» не отразилось негативным образом и на индексе потребительских настроений. В августе он увеличился по сравнению с июлем на 5% — до 93 пунктов — и сравнялся с показателем декабря 2008 года. В последние три месяца он постоянно растет: в мае – до 79, в июне – до 86, в июле – до 88. Кроме того, на 10% вырос индекс, отражающий мнение россиян о том, насколько благоприятна текущая рыночная ситуация для приобретения товаров длительного пользования.
Тем не менее россияне настроены более пессимистично, чем власть. В правительстве уже говорят о конце рецессии.
В частности, в июле зафиксирован рост ВВП на 0,5% к июню, порадовал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. И если в мае – июне стимуляторами подъема в основном были экспортеры сырья, то уже в июле оживление охватило почти все отрасли промышленности, считает чиновник.
Независимые эксперты более осторожны в прогнозах: многие уже свыклись, что падение в реальном секторе в ходе текущего кризиса будет значительное и долговременное, отмечается в опросе ГУ-ВШЭ, в котором участвовали 26 ведущих аналитических центров и банков, среди которых Центр развития, Альфа-банк, Институт экономики РАН, JP Morgan Chase, Merrill Lynch, Nomura International, Oxford Economics, «Ренессанс Капитал» и другие. Однако «все плохое уже случилось», и нового витка кризисного сжатия экономики не будет, признают они. Эксперты ожидают замедления спада, а потом и медленного восстановления экономики до конца 2010 года.
Различия в оценках перспектив кризиса между рядовыми россиянами и экспертным сообществом объясняются, скорее, психологическими причинами.
«Люди привычно готовят себя к худшему, чтобы не испытать шок, если худший сценарий действительно подтвердится», — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Естественно, пессимизм россиян во многом продиктован и недоверием к финансовым властям. «Сначала россияне вместе с властями игнорировали кризис, потом ругали Америку, затем не по-детски испугались и начали экономить, а теперь адаптировались к ситуации, что, собственно, и подтвердил опрос Левада-центра», — объясняет парадоксы российского менталитета старший научный сотрудник Института РАН Ольга Маховская. По ее мнению, из-за кризиса россияне стали большими индивидуалистами: реальнее смотрят на вещи, меньше заражаются страхом, чаще демонстрируют иронию, успешнее ищут дополнительный заработок, оптимизируют расходы. «Да, уровень жизни снижается, но жизнь от этого не становится хуже, отсюда и потребительский оптимизм», — говорит эксперт.
Адаптация к кризису состоялась, но довольно специфически. «Последние опросы рекрутинговых агентств говорят, что, несмотря на сокращения в компаниях, оставшиеся сотрудники не стали работать лучше — даже хуже. Вместо западной тенденции «надо показать, на что я способен», включается восточный пессимизм «зачем работать лучше, я все равно следующий», — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Повышенный потребительский оптимизм россиян можно отчасти объяснить тем, что значительная часть доходов в России выплачивается «вчерную», полагает партнер, глава департамента по корпоративным финансам «Грант Торнтон» в России Иван Сапронов. Существует вероятность, что чем хуже идут дела компаний, тем чаще они выплачивают зарплаты в конвертах. В действительности доходы населения сократились не столь значительно, как показывает официальная статистика. «Но в будущем мы еще можем увидеть сокращение платежного спроса, или, другими словами, рост пессимистичных настроений в потребительской сфере», — прогнозирует Сапронов.