Правительство Москвы одобрило в целом проект бюджета Москвы на 2010 год, после незначительных доработок он поступит в Мосгордуму. Как следует из документа, расходы городской казны в следующем году уменьшатся по сравнению с 2009 годом. Расходы проектируются в объеме 1,12 трлн рублей, в то время как в 2009 году, с учетом 30% секвестрования, они составят 1,15 трлн рублей. Доходов в мэрии рассчитывают получить на сумму 994,5 млрд рублей (969,8 млрд рублей в 2009 году). Дефицит бюджета предполагается в объеме 125,7 млрд рублей (182,7 млрд рублей в текущем году).
Как и в предыдущие годы, основными статьями доходов бюджета остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако соотношение между ними изменилось на противоположное.
В 2010 году объем поступлений от НДФЛ запланирован на уровне 417,1 млрд рублей. В то время как от сократившегося вдвое налога на прибыль организаций власти города рассчитывают получить только 375,9 млрд рублей.
Проект бюджета строился на консервативных прогнозах социально-экономического развития, отсюда – серьезное снижение объемов капиталовложений, рассказал представлявший документ руководитель департамента финансов Юрий Коростелев. «Это серьезная проблема, которую потом придется расхлебывать (капиталовложения – не только налоги, но и занятость), — объяснил он. — Но жить надо по средствам». Но расходы на выполнение действующих расходных обязательств социального характера предусмотрены в полном объеме, заверил министр финансов.
На социальную сферу в 2010 году запланировано 533,9 мрд рублей – в 1,1 раза больше, чем было в секвестрованном бюджете Москвы на 2009 год. При этом 19% в структуре соцрасходов (86,4 млн рублей) занимают расходы на финансирование доплат до городского гарантированного минимума, устанавливаемого правительством Москвы для неработающих пенсионеров. Столичные финансисты исходили из того, что уровень инфляции в будущем году не превысит 11% (это на 3% ниже прогнозируемого уровня инфляции на 2009 год).
Однако налоговики сомневаются в том, что городская казна сможет получить запланированные в бюджете доходы. «Надо оценить реальность поставленных задач», — посоветовала столичным чиновникам выступавшая на заседании замначальника московского управления ФНС Алла Чугунова. По ее словам,
обеспечить показатели налога на прибыль предприятий возможно лишь при цене на нефть на уровне $60–70 за баррель и росте промышленности. Однако действительность такова, что число убыточных предприятий только за 1 полугодие уже выросло на 16,5%. А поступления от «Газпрома», которые в прошлом году составляли четверть всего столичного бюджета, сегодня уменьшились вдвое.
Что до физических лиц, то, по оценке налоговиков, с них возможно будет собрать доходов не более чем на 400 млрд рублей. Если в прошлом году рост зарплаты составил 31%, то в этом — уже только 12%. При этом и в коммерческих, и в бюджетных организациях продолжается процесс «оптимизации» зарплаты. А безработица выросла в 3,2 раза. Кроме того, напомнила представительница ФНС, в 2010 году правительство решило не индексировать зарплаты бюджетников. Не лучше обстоят дела и со сбором совокупного налога с малого бизнеса, который сейчас наименее защищен.
Потеряет бюджет и из-за снижения доходов от аренды, дивидендов по акциям, акцизов, налогов на имущество, коммерческих проектов мэрии, продажи нежилых помещений и квартир (по данным председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, выручка от продажи жилья упала на 19,5%).
При этом с катастрофической скоростью растут долги города. Как сообщил и. о. руководителя комитета государственных заимствований города Александр Коваленко,
за год задолженность города выросла на 80% и к концу 2009 года достигнет более 25% от собственных доходов. А в 2010 году дойдет до 40%.
По мнению чиновника, эти цифры не выходят за безопасные пределы, хотя могут привести к росту затрат на обслуживание долга и сокращение кредитных лимитов. К тому же столичные власти рассматривают 2010 год как период выхода из кризиса и считают, что должны «инвестировать в будущее развитие, чтобы не консервировать стагнацию».
Самая пострадавшая от кризиса часть бюджета, как признаются чиновники, — Адресная инвестиционная программа.
Уже в этом году она была сокращена на 43% — с 375 млрд рублей до 212 млрд. В частности, в столице перенесены сроки открытия ряда участков крупных магистралей и двух станций метро. Финансовое обеспечение инвестпрограммы в 2010 году запланировано в еще меньшем объеме — 204,3 млрд рублей. Со слабой надеждой на рост в 2011 году — до 240,2 млрд рублей и в 2012 году — до 290 млрд рублей.
В полтора раза урезаны инвестиции в 2010 году в Московский метрополитен относительно показателей, установленных в постановлении правительства Москвы «О развитии метрополитена в городе Москве до 2015 года». На развитие метро из бюджета Москвы планируют направить 23,285 миллиарда рублей. На весь московский транспорт и связь власти города намерены потратить менее 27 млрд рублей. На дорожное хозяйство и строительство намечено потратить 37,9 млрд рублей. При этом почти половину дорожного бюджета – 18 млрд рублей — потратят на строительство «Большой Ленинградки».
В 2010 году объемы сданного строительства в столице будут сокращены в три раза по сравнению с 2009 годом.
На следующий год запланировано построить жилье, общая площадь которого составит 1 млн кв. метров. Более 746 тыс. кв. м жилья планируется построить за счет городского бюджета, остальное – за счет инвесторов. (В этом году городские власти рассчитывают ввести около 3 млн кв. метров.) Впрочем, руководитель департамента экономической политики Марина Оглоблина предпочла говорить о строящихся 3 млн кв. м, а не о вводящемся в эксплуатацию 1 млн.
В 2010 году наибольшие объемы жилья будут строиться на Люберецких полях аэрации, в поселках Некрасовка и Бутово, в районах Северное Медведково, Гольяново, Кунцево и Бескудниково. На строительство жилья власти города планируют потратить почти 36 млрд рублей. Кроме того, в будущем году в Москве должно появиться 11 школ, 25 детских садов, 2 здания блока начальных классов, 1 колледж, 4 поликлиники, 2 больницы и 2 ФОКа.
Ни один объект из городской программы строительства гостиниц в Адресную инвестиционную программу 2010 года не попал. Впрочем, в столичном бюджете нашлись деньги на 3 гостиницы в Ярославской области. А заодно — на строительство жилья и производств в Калужской и Смоленской областях, культурно-деловых центров в Вильнюсе и Сухуми, карьеров в Карелии, Хакасии и на Алтае.
Особый акцент делают московские власти на программе строительства гаражей. По мнению мэра Юрия Лужкова, это такая же «новая тема», как строительство дорог, жилья и автопрома, которое спасло в 20-е годы прошлого столетия США от Великой депрессии.
«Философия нашей работы должна строиться не на пессимизме, который демонстрирует налоговая инспекция, а на поиске новых – нестандартных и нетривиальных – решений, — заявил мэр. – 5 млн кв. м программы «Народный гараж» — это не только мощный баланс реализации взаимных интересов, но и наполнение бюджета и новые рабочие места. Это и есть наша новая тема в кризисный период».