Доля россиян, согласных с утверждением «Я предпочитаю покупать отечественные товары», значительно выросла, говорится в ежеквартальном исследования TGI-Russia компании КОМКОН. Во втором квартале этого года к числу тех, кто предпочитает товары российского производства, отнесли себя 58,6% опрошенных.
В первом квартале предпочитающих отечественные товары было почти на 10% меньше — 48,9%.
В 2006 году соглашались покупать отечественное 54,5%. В 2007 году таких было 46,5%. Таким образом, в этом году из-за кризиса россияне испытывают самый большой интерес к отечественным товарам.
Такое поведение характерно в первую очередь для женщин в возрасте от 45 лет и старше, не имеющих высшего образования, с личным доходом меньше 9000 рублей в месяц.
Лидерами по покупкам отечественных товаров являются Белгород (76%), Кострома (65%) и Саратов (62%). В меньшей степени склонны к покупке отечественных товаров жители Ярославля (48%) и Ростова-на-Дону (43%).
Кроме того, по данным КОМКОН за I полугодие 2009 года, 56% опрошенных стараются покупать некоторые продукты про запас. Согласно опросу, самыми запасливыми оказались жители Москвы (65%) и Санкт-Петербурга (63%). В меньшей степени склонны покупать продукты впрок жители Нижнего Новгорода (49%) и Чебоксар (34%).
О том, что россияне переключаются с импорта на отечественное, свидетельствуют и данные Федеральной таможенной службы. Импорт России в первом полугодии 2009 года составил $71,7 млрд, снизившись по сравнению с первым полугодием 2008 года на 42,6%. В том числе из стран дальнего зарубежья — $62,5 млрд (снижение на 41,5%), из стран СНГ — $9,2 млрд (снижение на 49,5%).
Стоимостный объем ввоза продовольственных товаров сократился на 17,2%. К примеру, объемы закупок мяса уменьшились на 28,0%, мяса птицы — на 38,0%, свежемороженой рыбы — на 4,9%, сыров и творога — на 17,1%, масла сливочного — на 28,7%, цитрусовых — на 6,1%, чая — на 13,0%, масла подсолнечного — на 89,4%, злаков — на 44,3%, сахара-сырца — на 16,3%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился соответственно на 28,3% и 31,3%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 71,6 %, грузовых - на 86,7%.
«Мягкая девальвация» рубля привела к росту рублевых цен на импортные товары и, соответственно, переориентации на отечественное», — объясняет аналитик АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.
Еще одна причина всплеска любви россиян к отечественному товаропроизводителю — сокращение доходов, урезание зарплат, отмечает Виктория Гранкина, аналитик компании «Тройка Диалог».
Однако эксперты разошлись во мнении, всегда ли «отечественное» означает «дешевое».
«Отечественный товар ассоциируется в сознании как дешевый, и это так и есть», — говорит Гранкина. «Нет, это не всегда так, и не всегда отечественное действительно является таковым, — возражает Николаев. — Только об этом мало кто задумывается».
За счет маркетинговых усилий непродовольственные товары китайского производства (игрушки, бытовая техника, инструменты) нередко выдаются за отечественные, отмечает Калинин. «Или же производится локальная сборка товаров в России под «отечественной» маркой из китайских деталей», — добавляет эксперт.
Проектом бюджета на следующий и последующие годы стимулирование потребительского спроса почти не предусмотрено, сокрушается Николаев. «Правительство гордится тем, что выделяет значительные средства на стабилизацию банковской системы и индексацию пенсий, а стимулирование спроса на десятом месте», — говорит эксперт.