В опросе ФОМа «Стратегии адаптации к материальным трудностям в условиях кризиса» было опрошено 34 тыс. респондентов из 1930 населенных пунктов 68 субъектов Российской Федерации, уточняет ведущий специалист аналитического отдела фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Петр Бавин.
Лишь 19% россиян не сталкивались с материальными трудностями со времени начала кризиса. Экономия — вот путь, по которому в первую очередь идут россияне. Почти 35% жителей страны (от числа тех, кто почувствовал на себе кризис) стремятся сокращать свои расходы на непродовольственные товары и услуги. Чуть меньше (34% опрошенных) экономят на питании.
Данные социологов подтверждает Росстат:
россияне используют на покупку товаров и услуг лишь 62,1% доходов. Год назад этот показатель составлял 71,7%.
В поисках более высоких зарплат россияне пытаются искать новую работу. Причем только 16% респондентов пытались искать новую основную работу, зато дополнительные заработки интересуют почти треть финансово пострадавших россиян. «В опросе участвовали люди из небольших городов и поселков, а там практически нереально искать новую работу», — объясняет руководитель Центра уровня и качества жизни Института социальной политики академии труда и социальных отношений Сергей Уланов. Люди об этом знают и, по мнению специалиста, не тратят силы и нервы на погоню за новым местом. «В крупных городах к этому примешивается ещё и надежда на возврат на своё прежнее место», — добавляет Уланов.
Впрочем, часть опрошенных в любом случае планировала сменить работу, например, чтобы повысить свой статус, что актуально для бывших студентов, подрабатывавших на неквалифицированной работе и мечтающих найти работу по специальности. «Также многие могут искать новую работу потому, что на старом месте их уже предупредили о том, что в ближайшее время грядет сокращение», — объясняет генеральный директор независимой исследовательской компании «Башкирова и партнеры» Елена Башкирова.
Всего 3% опрошенных попробовали освоить новую профессию или специальность. Уланов не связывает столь низкие цифры с недостатком информации о возможности профпереподготовки населения. «Многие просто не хотят получать новую специальность, особенно если учесть, что в кризис востребован менее квалифицированный труд», — подтверждает Башкирова.
При этом эксперты считают, что социальные программы переподготовки кадров не дают возможности переучиться на высокопрофессионального сварщика, станочника высокой квалификации или получить любую другую профессию, которая относительно дефицитна и более или менее денежна.
Заявления Минздравсоцразвития о больших возможностях, открывающихся для желающих переучиться, — не более чем пиар,
полагает Уланов.
Почти 12% россиян начали выращивать больше овощей и фруктов, разводить птиц и прочую живность на садовом, дачном, приусадебном участках. Выращивание декоративных культур сворачивается. Эксперты связывают это не только с низкой занятостью населения, но и с летним временем. «А куда деваться людям в небольших городах, если на местных предприятиях введен неполный рабочий день?» — спрашивает Уланов. А «собственноручно выращенные продукты — это хорошее подспорье для семейного бюджета, особенно для бюджета пенсионеров», добавляет Башкирова.
По данным ФОМа, менее 1% россиян переехали туда, где дешевле жить и где есть приемлемая работа. Это объясняется низкой мобильностью рабочей силы в нашей стране. «У нас крепостная зависимость от того жилья, которое ты занимаешь, так как невозможно снять нормальное жильё в другом городе», — объясняет Уланов. К тому же люди понимают, что на новом месте им придется столкнуться с бюрократическими проблемами при получении регистрации, при постановке на учет в налоговые органы и так далее.
«Возможно, в провинции дешевле жить, но качество образования, медицинского обслуживания, досуга и вообще качество жизни может разительно отличаться в худшую сторону»,
— резюмирует Башкирова.
16% опрошенных вообще никак не сопротивляются кризису. Каждый пятый верит, что в ближайшие несколько месяцев экономическая ситуация в нашей стране улучшится, и лишь 21% думают, что будет хуже.
Индекс потребительских настроений, который традиционно выясняет компания «Башкирова и партнеры», также растет. Динамика индекса положительна: в июне он составил 81,5 пункта, в апреле был равен 76,7 пункта, а в феврале — 66,3 пунктам, поясняет Башкирова. «Надо поставить большой плюс работе СМИ, — замечает Уланов. — Россиян задолбили информацией о том, что жизнь нормализуется».