Крупнейшие московские перевозчики — «Мосгортранс» и метрополитен — могут объединиться в госкорпорацию с уставным капиталом $50 млрд, заявил глава департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи. По его словам,
в условиях кризиса новая компания могла бы стать публичной, разместив 10% своих акций — минимум на $5 млрд.
«Финансовый кризис дал нам сигналы, что надо что-то менять, — в этих условиях кроме консолидации иного пути нет», — считает Кичеджи. Чиновник уверен, что «при создании такого крупного кулака» транспортники смогут «пережить кризисные времена и заняться рыночным заимствованием». «Наши активы реальны, так как эти две структуры ежедневно перевозят 15 млн человек, а следовательно, для работы в такой компании будет много инвесторов», — объявил он. После создания корпорации она станет одной из лидирующих компаний в мире, добавил Кичеджи, признавшись, впрочем, что до сих пор об этой идее знал только мэр столицы Юрий Лужков. Видимо, поэтому подробности возможного размещения и его сроки в пресс-службе метрополитена комментировать отказались.
Желание московских властей привлечь в транспортную сферу дополнительные средства связано с дефицитом финансирования.
В этом году метрополитен впервые за послевоенную историю столкнулся с системным снижением пассажиропотока.
Ни 1991-й, ни 1998 годы не приводили к такому падению числа пассажиров — метрополитен ежедневно теряет 500–600 тысяч поездок. По словам главы столичной подземки Дмитрия Гаева, потери доходов за первые четыре месяца составили 1 млрд руб., а по итогам года метро недополучит 3 млрд руб. При этом сокращение расходов на подземку предусмотрено и в столичном бюджете. Пострадал и наземный транспорт: по заявлению столичных властей, в этом году «Мосгортранс» недополучит 2 млрд рублей.
Однако эксперты не верят в грандиозные планы московских транспортников по привлечению инвесторов. «Не думаю, что может быть успешным IPO компании, которая занимается общественными перевозками и является убыточной», — полагает аналитик ИК «ЦентрИнвест» Андрей Рожков. «Если объединенные транспортники и выйдут на рынок, вкладывать в компанию деньги вновь предстоит государству.
Нормальной рыночной схемы размещения акций в этом случае не получится, это будет директивное IPO — госбанки будут скупать акции новой госкорпорации»,
— уверен ведущий эксперт УК «Финам-менеджмент» Дмитрий Баранов.
Привлечь частных акционеров вряд ли удастся — срок окупаемости таких проектов слишком велик. Подобную схему партнерства не удалось реализовать даже в докризисное время в благополучной Британии. «Транспорт изначально дотационная отрасль, которая не стесняется говорить о постоянных убытках, недостатке средств на модернизацию и ремонт», — объясняет руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова. По ее словам, государственно регулируемые цены и льготы на наземные и подземные перевозки исключают какие-то прибыли и дивиденды для акционеров.
Муниципальный транспорт — категория социально важная, поэтому значительно повышать стоимость проезда в нем власти ни за что не будут, уверен Рожков. Тогда решать эти проблемы придется уже за счет государственных вливаний и с помощью новой реорганизации.
«Удерживать социально приемлемые расценки, предоставлять качественное обслуживание и одновременно приносить доходы акционерам — задача непосильная для такой отрасли»,
— констатирует Авилова.
Оценки Кичеджи по капиталу компании эксперты также считают завышенными.«Уставный капитал $50 млрд — это запредельная цифра», — удивляется Баранов. Но назвать реальную оценку аналитики не берутся: транспортные компании непрозрачны и не публикуют своей финансовой отчетности.