Белоруссия обратилась к ЕС с просьбой об оказании финансовой поддержки, сообщил в среду министр финансов страны Андрей Харковец. Ответ на заявку ожидается в течение 10 дней.
«Мы не запрашивали конкретные суммы. Мы знаем, что в ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования. Оно увязано с работой МВФ в странах, которые запрашивают такую поддержку», — уточнил белорусский министр.
Также Минск надеется на увеличение помощи со стороны Международного валютного фонда. В среду заместитель председателя правления Национального банка Белоруссии Николай Лузгин заявил, что совет директоров МВФ, заседание которого пройдет 29 июня, скорее всего, примет положительное решение об увеличении кредитной поддержки Минска на $1 млрд. «Все условия выполнены, коридор (колебания курса белорусского рубля к корзине валют) расширен», — пояснил заместитель главы НББ. Ранее МВФ принял решение о выделении Белоруссии кредитных ресурсов в $2,46 млрд.
Лишь после того, как МВФ «подтвердит правильность» антикризисной политики белорусских властей, Минск считает возможным обратиться к России по поводу выделения очередного транша кредита в размере $500 млн.
«Это будет то, с чем можем пойти на переговоры с Россией, ранее этого срока мы не будем возобновлять переговоры»,
— сказал Харковец. Ранее российская сторона также заявляла, что хотела бы дождаться итогов работы миссии МВФ в Белоруссии, напомнил он. «Мы с российскими коллегами вопрос пока не обсуждаем, так как нет окончательной официальной позиции МВФ», — сказал министр.
Вопрос о выделении Россией транша Белоруссии стал причиной до сих пор тянущегося конфликта между странами.
В ноябре и марте Белоруссия получила от России на поддержку торгового и платёжного баланса кредит на $1,5 млрд с пятилетним льготным периодом и ставкой менее 4% годовых. Первая часть кредита в размере $1 млрд была перечислена 18 ноября 2008 года.
Но в конце мая министр финансов РФ Алексей Кудрин пригрозил, что Россия может отказать Белоруссии в предоставлении очередного транша. Он пояснил, что Минск принимает недостаточные меры по обеспечению стабильности и платёжеспособности своей экономики. А происходит это из-за «иждивенческой позиции» страны. По уже взятым Белоруссией кредитам прирост погашений в 2011 году составит более $1 млрд, подсчитал российский министр.
В ответ президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от правительства республики не кланяться перед Россией, а идти искать счастья в другом месте, имея в виду западные страны. Затем Россия запретила ввоз 500 наименований белорусской молочной продукции, а «Газпром» потребовал доплаты за поставленный газ.
Эксперты полагают, что у ЕС и МВФ возникнут большие трудности, если они решат, прежде чем выдать кредит, определить кредитоспособность белорусской экономики в условиях кризиса. В феврале этого года в белорусских СМИ появились сообщения о том, что утверждена антикризисная программа. Однако на официальном сайте правительства ее нет, отмечают эксперты ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). Зато в изобилии имеются эмоциональные высказывания президента Александра Лукашенко на тему борьбы с кризисом: «Мы взяли другой курс – сохранить производство и каждого человека», «Правительство в нынешних условиях должно стать одним большим министерством торговли», «Экономия и бережливость должны стать неотъемлемой чертой мышления руководителя любого ранга». И так далее в том же духе.
Риски невозврата Белоруссией кредита велики, считают эксперты. Но решение о предоставлении ей кредита – это в большей степени политика, чем экономика, полагает президент Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов.
«ЕС совершенно точно выделит кредит Белоруссии, поскольку Западу стратегически важно осуществить бизнес-экспансию в эту страну после того, как не получилось провести там «оранжевую революцию»,
— считает эксперт. Время для начала экспансии выбрано удачно – белорусская экономика в одиночку не справится с кризисом. Запад рассчитывает, что Лукашенко, набрав кредитов, будет вынужден пойти на приватизацию предприятий и распродажу их пакетов акций западным инвесторам.
Это ошибочное мнение, что Запад готов платить за политическую лояльность, возражает заместитель гендиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Макаркин. Он полагает, что МВФ ни за что не выдаст Белоруссии кредит, если признает неудовлетворительными макроэкономические показатели ее экономики.
«У ЕС хватает внутренних проблем, чтобы еще и сорить деньгами за пределами союза»,
— говорит Макаркин. Он напоминает, что все решения в ЕС принимаются консенсусом, а не простым большинством голосов. «Например, Латвия будет однозначно против выделения кредита Белоруссии и попросит денег для себя. Ее аргумент: мэром Риги стал русский, вы хотите, чтобы Латвия вскоре вновь стала «советской республикой»?» — считает Макаркин.
Но если Россия хочет сохранить влияние в Белоруссии, «пора смириться, что она – наш партнер, а не сателлит», — советует Макаркин. «Мы можем объяснить Лукашенко, что дрейф в сторону Запада лично для него окажется трагическим, он потеряет власть», — рассуждает Симонов.