Лекция проходила среди благодарной аудитории — студентов Высшей школы экономики. У будущих топ-менеджеров и чиновников, которым сейчас по 18–20 лет, вопросы счастья и смысла жизни вызвали восторг. Из зала сыпались уточняющие вопросы. Сидящие на галерке аудитории журналисты, которые ждали своей очереди к Грефу, тему счастья не оценили. «Лучше бы о прибыли спросили», — ворчали они, глядя на юных студентов.
Но Греф развеял представление о том, что якобы главное условие для успеха бизнеса — прибыль. Главное — счастье. И оно, если верить Грефу, не в деньгах.
Правда, Греф признался, что конечная цель все же — сделать Сбербанк одной из лучших финансовых компаний в мире. О том, что добиться этого непросто, догадывается, наверное, любой клиент Сбербанка. «Мы измерили показатели производительности российской банковской системы — она уступает западным конкурентам в 4–10 раз по разным позициям», — признал Греф.
Вот тут-то и поможет счастье. «Как можно требовать самого высокого качества сервиса, если человек, который приходит на работу, не счастлив, не удовлетворен, не здоров, не понимает принципов, которые пропагандирует организация для своих сотрудников», — объяснил Греф.
«Если вы скажете, что финансовое благополучие может придать человеку счастье, посмотрите на олигархов — кто из них счастливый человек?» — обратился он к залу. «Прохоров!» — тут же раздался ответ.
«Прошу не путать тех, кто в кэше, и тех, кто в счастье, — после недолгой паузы нашелся Греф. — Чем больше денег, тем больше проблем.
Можно занимать первые посты в государстве и корпорациях, но ощущения счастья это не добавляет. Цель одна — быть счастливым».
Подталкивает сотрудников к этому ощущению глава Сбербанка незатейливыми приемами. «Каждое утро в 8 часов — посыл (e-mail с высказываниями древнегреческих, восточных и прочих мудрецов. Во вторник утром был Аристотель — «Газета.Ru»). Каждый наш сотрудник получает такие мессиджи каждый день. Они направлены на мотивацию и на понимание принципов Сбербанка».
Источник этой своей мудрости Греф не скрывает: «Какая самая успешная организация, которая просуществовала 1000 лет? Церковь! А почему? В ее основе лежит набор ценностей, которые разделяются всеми членами».
В Сбербанке увлечение шефа не у всех находит поддержку. «Когда я только пришел в «Сбер», — рассказал Греф, — одна из сотрудниц, которая работает тут 12 лет, говорит: «Вы начитались учебников и пытаетесь на нас экспериментировать?» Но подавляющее большинство сотрудников позитивно воспринимают новшества, уверяет Греф:
«Скептики в конце концов уходят. Успешными людьми у нас становятся, а неудачники уходят, нам неудачники не нужны».
Банкиры разделяют взгляды президента Сбербанка. «Очень многое в успехе компании зависит от счастья сотрудников, а его дает не только удовлетворенность результатами от своего труда, но и степень комфортности и просто само позитивное отношение к жизни», — согласен старший вице-президент ФК «Уралсиб» Александр Вихров.
Но источники счастья руководство разных компаний понимает по-своему, а потому их невольным последователям быть счастливыми приходится по-разному.
Так, в «Уралсибе» особое значение придается здоровому образу жизни. В кафе в головном офисе на ул. Ефремова есть два вида ценников — белые и зеленые, для блюд с пониженным содержанием жиров, сахара, холестерина. Есть в «Уралсибе» тест по лестницам: бегая на этажи, люди сдают замеры сердца, дыхания. И целый ряд конкурсов типа «брось курить — получи приз». Одним словом, Греф явно не первопроходец.
Самое главное — обратная связь, готов поделиться с Грефом еще одной наработкой Вихров. «У нас есть целый портал — сайт для обратной связи. К тому же любой сотрудник может задать вопрос любому руководителю», — говорит Вихров.
«Писем маловато будет для успеха», — соглашается предправления Русского международного банка Роман Воробьев. Организация — «это большая машина, где люди, рядовые сотрудники, в принципе не могут быть счастливы — потому что они чувствуют себя винтиками в этой машине». К тому же из кресла президента банка мало видно — надо, чтобы рядовым сотрудникам не пришлось собирать 20 виз на разных бумажках, чтобы достучаться до руководства, предупреждает банкир. Поэтому «главное, чтобы дело не ограничилось улыбками друг дружке», говорит Воробьев, иначе «будет Маппет-шоу».
Зато, что удивительно, простые клиенты разделяют точку зрения философию Грефа. «Ответ один: для счастья нужна нормальная семейная жизнь, тогда и работать будут нормально. Кто не устроены, те раздражительны — мне молодые сотрудники чаще грубят, чем пожилые», — делится наблюдением 67-летняя Людмила Николаевна, у которой вклад в Лефортовском отделении Сбербанка.
Вот только за время президентства Грефа в Сбербанке особых изменений клиент пока не почувствовала: очереди такие же, «единственное – теперь без обеда стали работать».