В ближайшее время Россия может ссудить Международному валютному фонду (МВФ) из своих международных (золотовалютных, ЗВР) резервов $10 млрд на поддержку пострадавших от кризиса стран. Об этом в среду президенту Дмитрию Медведеву сообщил глава Минфина Алексей Кудрин.
Это станет вкладом России в реализацию решения лидеров стран «большой двадцатки», принятого в апреле на саммите в Лондоне, увеличить помощь нуждающимся странам. Кудрин напомнил, что на эти цели мировым сообществом было решено направить $1,1 трлн, и в том числе $0,5 трлн через МВФ. «За участие в увеличении ресурсов МВФ уже высказались ряд стран ЕС, другие страны», — заметил министр.
Фонд «предложил ряд финансовых инструментов, которые были бы выгодны и удобны странам, которые были бы готовы на время в виде кредитов или заёмных средств предоставить эти ресурсы МВФ на поддержку нуждающихся стран», добавил министр. Русские $10 млрд будут вложены в облигации МВФ, надёжность, ликвидность и возвратность денег по которым «соответствуют самым надёжным ликвидным бумагам, которые сегодня есть на рынках», и в них могут размещаться международные резервы, подытожил Кудрин.
России это позволит диверсифицировать свои вложения. По надёжности и доходности облигации МВФ сходны с казначейскими облигациями США (трэжериз),
но «не всё же покупать американские трэжериз», замечает начальник аналитического отдела департамента финансовых рынков ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.
В распоряжении российских властей как раз могут появиться дополнительные деньги. Из-за укрепления рубля в последние две недели ЗВР росли, хотя пока рано говорить, что это долгосрочное явление. Кроме того, «в правительстве полагают, что эффект от покупки акций российских «фишек» на фондовом рынке уже исчерпан и можно фиксировать прибыль», добавляет аналитик. Если это произойдёт, высвободятся дополнительные денежные средства.
К тому же $10 млрд — сравнительно небольшая сумма для наших ЗВР, говорит аналитик УК «Альфа Капитал» Максим Симагин. «Учитывая размеры имеющихся резервов, страна может пойти на данный шаг», — соглашается аналитик ГК АЛОР Наталья Лесина. Хотя сама сумма всё же немаленькая, добавляет она.
По состоянию на середину мая, общий объём международных резервов России достиг $391,3 млрд. Но экономические соображения — не главное. Взнос в МВФ на помощь пострадавшим от кризиса странам в первую очередь имиджевый шаг. «Мы делаем как все: показываем свое участие в преодолении глобального кризиса», — говорит Симагин.
Сам факт, что Россия может предоставить такие средства, будет свидетельствовать о стабильности внутренней экономики, отсутствии опасений усугубления негативных тенденций,
добавляет Лесина. «Это благоприятно отразится на имидже и инвестиционной привлекательности государства, что будет способствовать притоку иностранного капитала», — надеется аналитик. И в итоге за счёт роста инвестиций Россия сможет заработать гораздо больше, чем сейчас ассигнует.
Если инвестиции снова пойдут в Россию, это может снизить потребность и во внешних государственных заимствованиях, о необходимости которых впервые за много лет заговорили российские власти.
Другой вопрос, каким образом выделение МВФ денег Россией и другими странами скажется на финансовой ситуации в мире. «Негативным моментом является то, что средства будут предоставляться в американских долларах, — считает Лесина. —
По различным экономикам разольётся долларовая масса, которая увеличит объем использования валюты США в товарообороте». Эти решения поддержат американскую валюту и в более долгосрочном периоде.
Расплачиваться по «антикризисным» кредитам с МВФ страны-реципиенты будут, скорее всего, тоже в долларах, что повысит спрос на валюту США.