В отличие от «невидимой руки» рынка государственная лапа, поддерживающая американскую банковскую систему, оказалась очень даже зримой. По сообщению агентства Bloomberg, некоммерческая организация Judicial Watch получила документы октябрьской встречи тогдашнего главы минфина США Генри Полсона с гендиректорами девяти крупнейших американских банков, согласно которым государственные вливания в эти банки не были для них добровольными.
Хотя Полсон «выбивал» из конгресса $700 млрд для создания специальной структуры для выкупа у банков «плохих долгов»,
получив деньги, чиновники минфина решили использовать их для наращивания капиталов коммерческих банков, одновременно увеличивая долю государства в них.
Правительство приняло решение выкупать привилегированные акции банков. Они составляют «существенную часть нашей финансовой системы», и участие их в рекапитализации «необходимо для любого решения» проблем банковского сектора, говорилось в тезисах Полсона к встрече с главами крупнейших банков.
«Если предоставление средств на пополнение капитала не кажется вам привлекательным, вы должны знать, что ваш регулятор в любом случае потребует этого, — откровенно писал Полсон. — Мы не считаем отказ разумным, так как в этом случае вы окажетесь уязвимы и беззащитны».
В итоге главы Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Merrill Lynch, Bank of New York Mellon, State Street, Morgan Stanley и Wells Fargo подписали документ о принятии средств, от руки проставив суммы, которые будут им переданы. В общей же сложности в привилегированные акции банков было вложено государственные $199,1 млрд.
Сейчас угроза национализации беспокоит владельцев и глав этих банков не на шутку, и они всеми силами пытаются отделаться от обязательств перед государством.
Так, получившие на двоих $35 млрд Goldman Sachs и JPMorgan Chase заявили о желании и способности вернуть эти деньги. Кеннет Льюис, глава Bank of America, который получил от государства $45 млрд, но по результатам стресс-тестов, проведённых ФРС, оказался обязанным привлечь в капитал еще $33,9 млрд, неоднократно заявлял, что компания не нуждается в правительственной помощи и она ей не понадобится в будущем. А на днях он рассказал, что институциональные инвесторы банка потребовали «убрать правительство из своего бизнеса как можно быстрее».
Но эксперты одобряют действия американских властей. То, что минфин США заставил банки принять помощь, привело «к сохранению целостности банковской системы, частичной национализации наиболее слабых банков и повышению внимания к практике выплаты бонусов в финансовом секторе», отмечает управляющий директор компании «Арбат Капитал Менеджмент» Александр Орлов. В результате банки выжили, хоть и ценой потери значительной прибыли в будущем как для банка в целом, так и для его менеджмента, поскольку государство ограничит степень риска дальнейших их операций и величину вознаграждений для банкиров. «Заставив банки оставить госденьги на своих балансах, правительство тем самым делает шаг в пользу сохранения стабильности в банковской среде по крайней мере до конца года», — соглашается главный аналитик ИК ITinvest Александр Потавин.
«Это сейчас банки такие все смелые и решительные, что брезгуют государственными деньгами, а тогда, после банкротства Lehman Brothers, они все в очередь выстроились за ними»,
— напоминает Орлов. Без этой помощи цепочка банкротств могла захватить даже самые сильные компании, такие как Goldman или JP Morgan.
И несмотря на то, что ситуация изменилась, снижать контроль государства еще рано, считают эксперты. «Мы не знаем полной картины происходящего сейчас на балансах американских банков. Возможно, результаты стресс-тестов — это лишь иллюзорная попытка успокоить рынки и выдать желаемое благополучие за действительное, — рассуждает Потавин. — Однако рост безработицы, падение розничных продаж и увеличения числа потери прав собственности на заложенную ипотечную недвижимость никак не способствуют восстановлению финансовых показателей американских кредитных организаций».
И
даже без откровенного насилия, подобного оказанного Полсоном, государство сможет заставить банки принять деньги и впустить его в капитал.
«Закона, который обязывает банки принимать помощь от государства, в США нет, — отмечает аналитик ИК «Финам» Елена Кожухова. — Но регулятор всегда может повысить требования к капиталу банков». Но на свободном рынке это сделать сейчас по-прежнему сложно, так что акционеры встанут перед выбором: прекращение существование компании или переход её в государственную собственность, заключает эксперт.