Россия — один из аутсайдеров по инвестиционной привлекательности среди развивающихся стран, и эта её позиция в ближайшем будущем укрепится. К такому выводу пришли западные аналитики сразу нескольких компаний.
Согласно очередному исследованию, проведенному Ассоциацией вкладчиков в развивающиеся рынки (EMPEA), в рейтинге привлекательности таких стран и регионов «Россия со странами СНГ» переместилась на последнее, девятое место. В то время как в прошлом году она занимала шестое.
А в ближайшие пару лет Россия, скорее всего, потеряет больше инвесторов частного акционерного капитала, чем приобретёт, прогнозируют в EMPEA.
И это при том, что в целом частные западные вкладчики уже начинают оправляться от паники, связанной с мировым финансовым кризисом, и вновь не прочь увеличить инвестиции в более рисковые, но потенциально и более доходные рынки. Так, «привлекательными» и «очень привлекательными» для инвестиций развивающиеся рынки в целом считают 87% опрошенных ассоциацией инвесторов. Причём 49% вкладчиков, уже работающих на таких рынках, собираются в 2009–2010 годах увеличить инвестиции или расширить их географию, и 35% ещё не представленных на них респондентов планируют это сделать.
В первых рядах по привлекательности находятся остальные члены неформальной «группы БРИК» — Китай, Бразилия и Индия. Следом располагаются такие регионы, как Центральная и Восточная Европа, Латинская Америка, Африка и Ближний Восток. А страны СНГ считают непривлекательными в ближайшие полтора года для управляющих частными акционерными инвестиционными фондами 74% из 156 участников опроса.
Россия занимает твёрдое последнее место по инвестиционной привлекательности среди развивающихся рынков и по мнению аналитиков RBC Capital Markets, сообщает Bloomberg. Они обращают внимание на то, что
российским компаниям необходимо до конца 2009 года выплатить $51,2 млрд задолженности, а банковская система России нуждается в реструктуризации и это может привести к росту обязательств.
Снижение инвестиционной непривлекательности России выражается и в росте её страновых «премий за риск». Рисковая наценка увеличилась до 8,4% по сравнению с 6,9% в прошлом году, а аналитики RBC прогнозируют, что стоимость «кредитных дефолтных свопов» (CDS) на российские долговые обязательства скоро вырастет, что свидетельствует об увеличения риска дефолта по этим обязательствам.
Впрочем, российские эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», не спешат разделять такой пессимизм относительно страны. «Российский рынок остаётся самым дешёвым по финансовым коэффициентам среди стран БРИК, — отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. — По мере выхода мировой экономики из кризиса и в условиях подъёма цен на ресурсы российские компании могут показать наиболее впечатляющую динамику с точки зрения роста корпоративных прибылей».
«Мнение специалистов RBC Capital Markets в целом, по-видимому, обусловлено тем, что на фоне сравнительно быстро восстанавливающегося сырьевого энергетического сегмента финансовый рынок России также в последние кварталы демонстрировал более активную «бычью» динамику, чем рынки других стран БРИК. К примеру, от своих кризисных минимумов индекс РТС вырос в 2 раза, а бразильский Bovespa, китайский SSEC и индийский JKSE на 67%, 57% и 50% соответственно», — полагает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. И, вероятно, теперь аналитики компании ожидают существенной коррекции нефтяных цен, что должно пропорционально понизить привлекательность российского рынка.
«Появились опасения, что заложенный в котировки сценарий начавшегося умеренного восстановления мировой экономики не соответствует реалиям,
таким образом, возможна новая волна бегства иностранных инвесторов из рискованных активов в «качество», — поясняет аналитик ИК «Финанс-Инвест» Станислав Савинов. — В таких условиях на рынке нефти произойдет откат котировок нефти от $60 обратно в коридор $40–50, что заставит иностранных инвесторов изымать средства, вложенные в российские активы, и искать им более надежное применение». К тому же, добавляет аналитик, «можно констатировать, что антикризисные меры правительства не возымели особого успеха: ВВП по итогам первого квартала в годовом исчислении рухнул на 9,5%, прогноз Минэкономразвития предполагает сокращение ВВП по итогам года на 6%, примерно схожие ориентиры дают МВФ, ОЭСР, ЕБРР и аналитики инвестиционных банков».
Но долгосрочный потенциал роста цен на сырье весьма высок, отмечает Осин, а потому Россия вряд ли будет в аутсайдерах международного инвестиционного рынка, пусть, к примеру, не во второй половине 2009 года, но в более длительной перспективе.
Но, даже проигрывая другим странам БРИК, Россия может получить довольно значительные капиталы инвесторов за счёт перетока с развитых рынков. Развитые рынки выглядят существенно дороже российского, при этом их перспективы роста менее очевидны, говорят эксперты. «Кредитные ресурсы, позволявшие поддерживать рост инвестиций и потребительских расходов, еще не скоро вновь станут настолько доступными, как в последние несколько лет, — отмечает Сергиевский. — Монетарные власти уже во многом исчерпали ресурс неинфляционных мер по смягчению кредитной политики, а прямые финансовые вливания являются дорогостоящими и высокоинфляционными мерами». К тому же траектория выхода из кризиса в России будет более резкой, чем в развитых странах, прогнозирует аналитик.
Реальная же возможность дефолта и вовсе останется минимальной. CDS на российские долговые обязательства выросли осенью 2008 года в связи со снижением цен на энергоносители на мировых рынках, золотовалютных резервов страны и с усилившимися рисками ослабления курса национальной валюты, что значительно понизило кредитоспособность страны, напоминает аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Универ» Ксения Поляк. А подешевели они на фоне подъёма нефтяных котировок в апреле — мае 2009 года при стабилизации курса рубля. Таким образом, дальнейшая динамика CDS будет зависеть от динамики этих макроэкономических показателей. По подсчётам Савинова, основная долговая нагрузка российских компаний придётся на IV квартал 2009 года — $41,5 млрд, но компании с ней справятся. «О каком-либо риске дефолта на данном этапе речи не идёт, — категоричен Сергиевский. — Сформированной подушки безопасности достаточно для того, чтобы пережить 2009 год, банковскую систему удалось стабилизировать, конъюнктура сырьевых рынков в целом благоприятна».
В подобных исследованиях велик элемент пиара, делают вывод аналитики. «Результаты исследования, проведенного EMPEA, представляются в том числе элементом информационной войны за инвестиционные ресурсы, которая постепенно разворачивается после завершения периода кредитного бума», — считает Осин. Так, среди стран Восточной Европы Россия занимает хорошие позиции в части долговой нагрузки. «Потому было странно увидеть в числе потенциальных лидеров по объёму внешних вложений страны Центральной и Восточной Европы, которые, по сути, не могут рассчитаться даже со своими прежними инвесторами периода кредитного бума», — удивляется Осин.