Из-за свиного гриппа страдают не только заболевшие им люди: мировые рынки демонстрируют заметное снижение. На новостях о возможной пандемии во вторник началось падение евро по отношению к доллару. Так, во вторник в Нью-Йорке 1 евро стоил $1,3006, в то время как накануне за него давали $1,3036.
«Угроза пандемии привела к массовой продаже валютных активов по всему миру,
участники рынка ищут безопасности и возвращаются к доллару и иене», — прокомментировал это событие старший валютный аналитик лондонского банка Calyon Стюарт Беннетт.
Снижаются и цены на сырье. Нефтяные котировки упали на 3,1% (до $48,60 за баррель). «Вспышка заболевания препятствует мобильности населения, плюс сокращение экспорта-импорта товаров, — поясняет управляющий директор компании «Арбат-капитал — Менеджмент» Александр Орлов. — Как следствие, падает спрос на бензин и авиакеросин». На Лондонской бирже вторую сессию подряд дешевеют и металлы — инвесторы опасаются, что пандемия приведет к углублению рецессии и спрос начнет падать. Медь рухнула на 3,6% до $4,19 тыс. за 1 тонну. Аналогично ведут себя и цены на никель: цветной металл упал в цене на 4,2% (до $10,9 тыс. за 1 т). Снижаются также цены на алюминий, цинк и олово (соответственно на 0,8%, 2,1% и 4,2%). Упала цена на свинец — снижение составило 3,5% (до $1,31 тыс. за 1 т).
Российский рынок акций не остался в стороне от мировой тенденции и во вторник упал до уровня недельной давности.
К концу дня по Москве индекс РТС упал на 2,8%, а индекс ММВБ потерял около 4%. Основные «фишки» подешевели на 1,4–5,1%. Только фармацевтика во вторник росла вопреки рынку — спрос на акции фармацевтических компаний спекулятивно увеличился. В частности, бумаги «Аптечной сети 36,6» подпрыгнули сразу на 17,1%. «Сегодняшние торги на российском фондовом рынке не стали исключением и поддержали направление основных мировых площадок, — говорит начальник отдела операциях на фондовых рынках Собинбанка Артур Холаев. — Который день подряд мы наблюдаем схожую картину: на открытии фьючерсы на американские индексы теряют около 1,75%, отечественный рынок уходит в красную зону, и весь день продолжаются невыразительные торги около сформировавшихся уровней».
Падением рынков последствия свиного гриппа могут не ограничиться. Специалисты Всемирного банка уже подсчитали, что в случае, если вспышка свиного гриппа действительно перерастет в пандемию, сопоставимую с эпидемией «испанки» в 1918 году, ущерб для мировой экономики может составить до $3,1 трлн, а мировой ВВП снизится на 4,8%.
По оценкам экспертов, наибольший финансовый ущерб эпидемия может нанести туристическим агентствам, отелям, авиакомпаниям, а также компаниям, работающим в сфере транспортных услуг и розничной торговли. «Такое уже было в апреле — мае 2004 года во время острой вспышки птичьего гриппа, — напоминает Александр Орлов. — Тогда больше всего пострадал азиатский рынок. Падение составило 20–25%, в то время как мировые рынки упали всего на 3–5%». В тот раз падение продолжалось порядка двух месяцев, но на восстановление утраченных позиций потребовалось еще полгода. «Сейчас ситуация может быть сложнее, так как очаг эпидемии ближе к США, — говорит Орлов. — Однако все будет зависеть от масштабов пандемии и эффективности лекарственных средств».