Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Авиакомпаниям не подадут на взлет

Проблемным авиакомпаниям денег не дадут, 5 млрд руб. пойдут их более удачливым коллегам

Правительство не будет поддерживать авиакомпании, испытывающие проблемы с оперативными средствами. Антикризисное финансирование получат жизнеспособные перевозчики, берущие пассажиров разорившихся коллег. Помимо них прямая денежная поддержка пойдет лишь основному авиапроекту правительства — компании «Росавиа».

Правительство выделит Росавиации 5 млрд в текущем году на поддержку авиакомпаний. Деньги пойдут на помощь тем перевозчикам, которые будут испытывать затруднения с выполнением регулярных авиарейсов, заявил глава Минтранса Игорь Левитин, выступая в Иркутске. «В рамках антикризисного плана правительства деньги будут выделены Росавиации на поддержку авиаперевозчиков, которые не смогут выполнять авиарейсы», — цитирует Левитина РИА «Новости». Помимо этого правительство предоставит нуждающимся авиакомпаниям госгарантии на привлечение кредитов в 2009–2010 году в объеме до 30 млрд рублей. «Эту сумму мы уже согласовали с Минфином» — подчеркнул Левитин.

Но на деле ситуация выглядит несколько иначе.

Согласно антикризисному плану правительства, указанные 5 млрд получат не те компании, которые вынуждены прекратить полеты из-за долгов, а те, кто будет доставлять пассажиров недееспособных перевозчиков.

Средства федерального бюджета будут предоставлены «авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта», говорится в программе антикризисных мер правительства на 2009 год. В Министерстве транспорта «Газете.Ru» подтвердили, что именно об этих 5 млрд и говорил в своем выступлении в Иркутске глава ведомства.

Первыми получателями могут стать авиакомпании, перевозящие пассажиров калининградской «КД Авиа», которая из-за просрочек по платежам дважды за последний месяц временно приостанавливала полеты. А два дня назад от Росавиации в адрес «КД Авиа» поступила угроза отзыва лицензии на полеты в том случае, если авиакомпания сама до 15 апреля не достигнет договоренности с банками о привлечении средств на погашение долгов, которых у компании накопилось на 10 млрд рублей. В случае если сертификат эксплуатанта «КД Авиа» действительно будет отозван, перевозкой пассажиров займутся в первую очередь «Аэрофлот» и «Трансаэро», возможно, также ГТК «Россия», «Уральские авиалинии» и UTair. Именно они и получат часть пяти миллиардов, выделенных федеральным бюджетом в рамках антикризисных мер.

То, что проблемные компании оставили без господдержки, удивительно — эксперты склонны были ожидать, что правительство будет им содействовать.

«Если не помочь, то ряд перевозчиков обанкротятся, — объясняет аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно, — а остальные увеличат цены».

Разумеется, еще более существенный рост тарифов в социальной отрасли не допустим. В качестве альтернативы была бы возможна помощь авиакомпаниям в обмен на государственную заинтересованность в их функционировании. «Логично было бы вкладывать в перевозчиков деньги в обмен на контрольный пакет авиакомпаний», — считает Михаил Сайно.

Впрочем, перевозчик, в развитии которого государство заинтересовано, существует. Это «Росавиа», образованная в рамках госкорпорации «Ростехнологии». Адресно «Ростехнологиям» в антикризисной программе выделено 2 млрд рублей на поддержку авиакомпании. По мнению экспертов, именно на «Росавиа» рассчитаны и упомянутые Левитиным 30 млрд рублей госгарантий. «Росавиа» планировали закупить более 150 самолетов, преимущественно зарубежных, — напоминает Андрей Рожков из «Центринвеста». — Во многом госгарантии по кредитам предназначены на эти цели».

По мнению аналитика, выбранная правительством тактика может себя оправдать. «Нет смысла поддерживать разоряющиеся компании», — говорит Рожков.

У государства недостаточно денег на то, чтобы полностью вывести компанию из кризиса, вливания только временно приостановят процесс.

Финансирование компаний, взявших на себя обязательства недееспособных, имеет значительно больше смысла. В случае с авиаперевозчиками выигрывают именно пассажиры. «Социальный трансферт в таком виде эффективен», — подчеркивает аналитик «Центринвеста».

Новости и материалы
Названы все новинки «АвтоВАЗа» в 2025 году
В Польше объяснили поездку премьер-министра Словакии Фицо в РФ
В России узнали о плане Санду по военной операции в Приднестровье
Российские военные приблизились к крупнейшему угольному предприятию Украины
Первому российскому высокоскоростному поезду выбрали название
В Дагестане няня украла из дома клиентки ювелирные украшения на 900 тысяч рублей
В Британии рассказали, как Россия становится лидером в ядерной энергетике
В Ленобласти мужчину вывезли в лес избили после конфликта в парикмахерской
В России представили кастомные смартфоны Huawei стоимостью от 800 тысяч рублей
В Венгрии назвали некультурным отказ Зеленского говорить с Орбаном
В Великой Новоселке российские дроны атаковали пикап с иностранными наемниками
«Настоящий специалист»: в «ПСЖ» похвалили Сафонова
Начались гуманитарные поставки электроэнергии из России в Абхазию
Названа стоимость российского «ответа Marvel»
Минздрав назвал оптимальный возраст для рождения ребенка
Названо условие завершения конфликта на Украине
Назван ключевой для ЕС российский товар
Овечкина с сыном засняли на матче «Вашингтона»
Все новости