Финансовые регуляторы Китая планируют увеличить период запрета на продажу акций китайских банков после их приобретения иностранными инвесторами с 3 до 5 лет, пишет The Wall Street Journal. «Купить акции китайского банка нелегко, но избавиться от них будет намного сложнее», — констатируют западные аналитики.
Власти КНР считают, что подобные действия замедлят растущий в период кризиса отток капитала из Китая.
«Это нормальное желание китайских властей минимизировать риск оттока капитала из своего банковского сектора»,
— считает управляющий директор «Арбат Капитал Менеджмент» Александр Орлов. Правда, по его мнению, такие меры говорят о «не самом позитивном состоянии» сектора. Власти опасаются, что по мере нарастания объемов просроченных кредитов иностранные инвесторы потеряют уверенность в низкой рискованности китайских банков. А просроченность, говорят эксперты, обязательно будет расти из-за резкого падения внешнего спроса и перепроизводства в 2007–2008 годах.
«По сути, принятие подобных мер со стороны китайских регуляторов является неким аналогом запрета шортов на российском рынке акций, поскольку понятно, что акции банков Поднебесной вполне могут попасть в активный сектор продаж со стороны иностранных инвесторов»,
— поясняет начальник аналитического отдела ИК «Файненшл Бридж» Алексей Серов.
За последние 5–7 лет правительство Китая сделало очень многое для развития сектора: увеличило капитализацию крупнейших госбанков, внедрило ряд инноваций, учредило в них советы директоров с независимыми директорами и помогло провести первичные размещения акций за рубежом. Чтобы сделать банки привлекательными для стратегических инвесторов и одновременно помочь им, правительство Китая даже выделило $60 млрд на докапитализацию трех крупнейших госбанков. Именно эти вливания, а также списания безнадежных кредитов повысили привлекательность китайских банков и позволили найти покупателей-иностранцев даже еще до моментов проведения IPO.
При этом власти КНР тщательно заботятся о сохранении контроля над китайскими банками, отводя иностранным инвесторам исключительно роль миноритарных акционеров. Прецедентов 100-процентных поглощений китайских компаний до сих пор отмечено не было. Поддерживается и лидирующее положение китайских банков на рынке, так, например, банку Bank of America при покупке акций China Construction Bank пришлось гарантировать властям Китая, что он не будет открывать в стране своего собственного нового розничного бизнеса и свернет уже имеющийся. Да и сама по себе идея ограничения на продажи акций в течение ряда лет после приобретения — это уникальная китайская практика, не принятая в других странах, напоминают аналитики.
Несмотря на перечисленные сложности, до начала кризиса долевое участие в китайских банках считалось взаимовыгодным: западные инвесторы способствовали росту доверия к китайским банкам в преддверии IPO, а сами же иностранные компании пользовались возможностью попасть на огромный и потенциально богатый китайский рынок. Но в современных условиях западные банки стремятся выходить с рынков развивающихся стран. И
власти Китая, судя по всему, не смогли закрыть глаза на то, что иностранные компании получили значительную прибыль, но «не успели» поделиться технологиями, знаниями и опытом.
Таким образом, идею нового регулирования можно охарактеризовать так: вы инвестируете в Китай, чтобы остаться надолго, либо не приходите вообще, говорит аналитик Dow Jones Эндрю Пипл. И она уже возымела действие. Банк Goldman Sachs принял решение сохранить как минимум 80% из принадлежащих ему 16,5 млрд акций (5%) Industrial & Commercial Bank of China до апреля 2010 года, несмотря на то что ранее планировалось как можно быстрее продать эти активы, отмечет Пипл.
Но такое решение несет и опасность: оно, по мнению экспертов, может значительно сократить потенциальные источники капитала для компаний Китая.
Запрет на продажу инвестиций в течение длительного срока резко уменьшит количество желающих приобретать подобные активы.
Даже в хорошие времена пятилетний ограничительный период отпугнул бы многих инвесторов, а в условиях кризиса он может стать непреодолимым барьером.
«В текущих условиях, когда мало кто оперирует инвестиционным горизонтом, превышающим один год, риски вхождения в какой-то актив, особенно банковский, более чем на пять лет слишком велики», — говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов. «Вопрос ликвидности инвестиций принципиальный для многих инвесторов, даже стратегических, — добавляет портфельный управляющий «Пилгрим Эссет Менеджмент» Ольга Изюмова. —
Подобная идея не соответствует рыночным принципам и может резко негативно отразиться на количестве и качестве стратегических инвесторов».
С другой стороны, продление запрета может быть временной мерой, и после стабилизации ситуации на мировых рынков она будет изменена.