Экономический кризис докатился и до транспортной отрасли. Падение пассажиропотока наблюдается в метро. «Мы почувствовали определенное влияние, которое происходит сейчас в экономике России и Москвы. В частности, в среднем в рабочие дни мы стали продавать на 400 тысяч поездок меньше, чем в прошлое время, а пассажиропоток сегодня снизился на 180–200 тысяч человек», — сказал начальник столичной подземки Дмитрий Гаев на пресс-конференции в четверг. Всего, по докризисной статистике, Московский метрополитен перевозил порядка 9 млн пассажиров ежедневно.
Это грозит предприятию потерей миллиардов рублей. «Я думаю, что я недополучу 3 млрд руб. по итогам года», — заявил Гаев. В связи с чем метро включило режим экономии: часть технических мероприятий, которые планировались на 2009 год, из-за кризиса перенесли «на другое время».
Уменьшение количества пассажиров начальник подземки объясняет ростом безработицы и, как следствие, сокращением населения Москвы во время кризиса. Впрочем, сам метрополитен готов внести посильный вклад в борьбу с безработицей. «В связи с запуском новых мощностей, а также с выходом на пенсию некоторых сотрудников в этом году мы набираем более 5 тысяч человек, при этом создается 1,1 тысячи новых рабочих мест», — порадовал Гаев. Что немало, так как, по официальной статистике Московской службы занятости населения, официальное количество нетрудоустроенных граждан на 13 марта составило 40,8 тысячи человек.
Подобные проблемы не обошли и метрополитены других городов. Так, в Санкт-Петербурге число пассажиров начало снижаться еще в ноябре 2008 года (на 5% по сравнению с тем же месяцем 2007 года). В декабре-2008 поток упал на 7%, в январе 2009-го — уже на 10%. По словам руководителя Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина, ежедневно предприятие недосчитывается примерно 50 тыс. пассажиров. Уже понесенные потери оцениваются в 300 млн рублей. Из-за этого сотрудники метрополитена не дождутся индексации заработной платы, а пассажиры — ремонта подвижного состава.
«Конечно, у нас такие же проблемы, — вздыхает директор МП «Самарский метрополитен» Владимир Плетнев. — Наблюдается снижение пассажиропотока примерно на 10%. Повод для всех один — это уменьшение работы на предприятиях. Работяги сидят дома».
Но есть и счастливчики, пока не затронутые кризисом. Среди них в основном те, у кого изначально пассажиропоток был небольшим. «У нас нет таких проблем, поскольку метро для города новый вид транспорта. К тому же стоит проезд дешевле: на автобусе 15 руб., а в метро — 10 руб.», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Казанского метрополитена Марат Ибрагимов.