Уставный капитал Внешэкономбанка пополнится, а вот субординированный кредит ВЭБ не получит, заявил заместитель председатель ВЭБа Михаил Копейкин на Российском экономическом и финансовом форуме в Цюрихе. «Раньше обсуждалось, что 130 миллиардов рублей будут направлены в уставный капитал и 100 миллиардов рублей банк получит в виде субординированного кредита. Сейчас в целях экономии средств остановились на сумме 130 миллиардов рублей», — сказал Копейкин.
Таким образом чиновники решили сократить госрасходы. Частично привлечь деньги банк планирует выпуском валютных облигаций, размещение которых состоится ориентировочно в конце апреля. «В настоящее время завершается процедура регистрации облигаций», – сказал Копейкин. По мнению Копейкина, на весь объем выпуска в $5 млрд со стороны российских банков есть спрос. Зампред пояснил, что российские банки, купившие валюту на волне девальвации рубля, но осуществляющие кредитование в рублях, заинтересованы в покупке валютных облигаций ВЭБа, потому что смогут получить под них рублевое рефинансирование в ЦБ. «Мы проводили обследование и полагаем, что это тот минимальный объем, который будет востребован рынком», — отмечает он. А в случае, если размещение будет удачным, за ним последует и второй выпуск. По словам зампреда Внешэкономбанка, Банк России не будет участвовать в выкупе валютных облигаций, хотя и указан в материалах ВЭБа в качестве потенциального приобретателя.
По мнению экспертов, денег, выделяемых государством на докапитализацию ВЭБа, катастрофически мало. Из-за этого может еще сильнее замедлиться рост в экономике. «Докапитализация проводится для того, чтобы банк смог соответствовать нормативу достаточности капитала. В противном случае он не смог бы наращивать кредитный портфель. А рост кредитования в экономике — одна из главных задач, стоящих перед правительством, — говорит начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. — Ясно, что этих денег не хватит». Поэтому премьер недавно и заявил, что бизнес будут спасать не за счет госбюджета, а, скорее, за счет моральной поддержки, напоминает эксперт. «Государственные средства сейчас будут идти больше на инфраструктурные проекты, на социальные проекты, на компенсирование дефицита бюджета. Плюс на глобальные проекты, такие так Олимпиада», — считает он.
Решение об отказе от субординированного кредита еще раз говорит о том, что государство заняло жесткую позицию по вопросу спасения крупных корпораций, полагает эксперт ИК «Финам» Алексей Курасов. Большинству из них придется решать вопросы рефинансирования самостоятельно, не рассчитывая, что их долги погасит ВЭБ. По подсчетам Курасова, потребность только в деньгах для рефинансирования внешнего долга в текущем году составит около $120 млрд. Если учитывать запросы корпораций для погашения внутренних долгов, в том числе перед бюджетом, реализации части инвестиционных проектов, сумма составит не меньше $250 млрд, считает эксперт. «Сейчас понятно, что этих денег у ВЭБа просто не будет. Он сможет поддержать только ряд стратегических предприятий. Многим оставшимся придется либо договариваться с кредиторами, либо переходить в государственную собственность. В последнем случае финансирование может идти, например, через госкорпорации», — отмечает Курасов.