Расходы региональных бюджетов придется существенно сократить из-за экономического кризиса. Часть регионов уже представили в Минфин сведения, на чем они собираются экономить. В понедельник сводная таблица появилась на сайте министерства.
Федеральный центр сам неоднократно просил регионы затянуть пояса, первый раз он это сделал еще в конце 2008 года, когда обнаружилось грандиозное падение налоговых сборов. В будущем году, прогнозировал тогда замминистра финансов Антон Силуанов, субъекты не досчитаются 25–30% от уровня 2008 года по налогу на прибыль и еще и 5–10% от налога на доходы физических лиц. На прошлой неделе Министерство регионального развития уточнило, что «25 регионов столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов в 2009 году». Центр обещал помочь только тем, кто сначала добровольно сократит свои расходы.
Хотя и президент, и премьер неоднократно заявляли, что социальные расходы не должны пострадать во время кризиса, первые сокращения региональных бюджетов ударили как раз по ним.
На 10–15% сократят расходы на оплату труда бюджетников в Белгородской, Брянской, Московской, Ярославской, Калининградской, Кемеровской и Челябинской областях, а также в Республике Татарстан. Сделать это планируется за счет «оптимизации численности» работников. В этих регионах также снизят размер индексации зарплат бюджетников с 30% до 10%. К тому же в бюджетных учреждениях будут «оптимизированы» траты на питание, медикаменты, транспорт — до 30%. В Брянской, Челябинской, Калининградской и Московской областях рассчитывают сэкономить на социальной защите населения — «за счет уточнения численности пользователей».
В ряде субъектов власти пойдут на «полный отказ от капитального ремонта» и «сокращение расходов по благоустройству, освещению, содержанию уличных дорог в населенных пунктах».
Больше всего кризис ударит по долгосрочным планам развития. Капитальные вложения сократятся на 50–90%. Финансирование сохранится только для объектов с высокой степенью готовности. Будет введен запрет на новое строительство, а также приобретение оборудования, включая автомобили.
Впрочем, чиновники готовы сэкномить и на себе. Для них также предусмотрено сокращение размеров индексации оплаты труда, расходов на содержание служебного автотранспорта (на 25%), на связь (на 20–30%) и на закупку техники (10%). Ряды их также поредеют на 10%. Это касается Белгородской, Брянской, Московской, Ярославской, Калининградской, Саратовской, Кемеровской, Челябинской, Тюменской областей и Татарстана.
Несмотря на то что шаги эти очень болезненные, регионам пришлось пойти на них, у них просто не было альтернативы. «Эти меры отражают существующие бюджетные реалии. Доходы сокращаются, и нет никакого способа финансировать расходы», — объясняет профессор Российской экономической школы Константин Сонин. «Секвестирование бюджетов в кризисный период — вполне логичный шаг для регионов. Экономический спад — уже реальность, а существенной поддержки от федеральных властей, скорее всего, ждать не приходится», — согласна генеральный директор «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова.
Многие из мер можно назвать вредными и ухудшающими экономическую ситуацию, например, снижение капвложений, отмену строительства, на которое многие возлагали надежды по выходу из кризиса, отмечают эксперты. Но, урезая именно эти статьи, регионы не придерживались какой-либо долгосрочной стратегии.
«Это не политика по преодолению кризиса, это последствия кризиса»,
— говорит Сонин. По его словам, выбор у правительства был из двух зол — начать печатать деньги, чтобы покрыть любые расходы, но вызвать бешенную инфляцию, как в 90-х, либо сокращать расходы. Процедура, безусловно, осложнит социальную обстановку, но не сильно и, во всяком случае, не сразу. Сначала люди будут проедать свои накопления, затем сократят потребление, и только потом их начнет возмущать, что ничего не меняется к лучшему.
«Лучше социальное недовольство через год, чем инфляция через месяц»,
— иллюстрирует Сонин.
Но все же не исключено, что пустить под нож могли другие, менее близкие населению статьи. «Другой вопрос, за счет чего оптимизировать расходы. Сейчас происходит перераспределение бюджета, а не равномерное сокращение всех его статей. Процесс довольно сложный, так как идет борьба лоббистских и чиновничьих структур за финансирование», — отмечает Касьянова. В таких случаях всегда страдают самые беззащитные.