Министры финансов стран «большой двадцатки» (G20) собрались 13 марта в Лондоне, чтобы подвести промежуточные итоги масштабных «антикризисных мер», предпринятых властями этих стран после ноябрьского собрания в Бразилии. По ожиданиям агентства финансовой информации «Интерфакса», основной интригой обсуждения, которое завершится в субботу, 14 марта, будет то, каким путём продолжать «бороться с кризисом». Обобщая, есть два пути — «американский» и «европейский». Согласно первому, необходимо продолжать вбрасывать в экономику миллиарды в духе «нового курса» Рузвельта. Финансовые власти европейских стран хотят пока притормозить процесс накачки экономик деньгами и, оценив действенность предыдущих ассигнований, сосредоточиться на изменениях в регулировании финансовых рынков.
«Англосаксы ратуют за практически неограниченную помощь экономике со стороны государства. Так, дефицит бюджета США в текущем финансовом году, по всей видимости, превысит 12% от ВВП страны, — иллюстрирует руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «Финам» Михаил Аристакесян. — В то время как Германия предпочитает гораздо более консервативный подход и пытается удержать дефицит бюджета в пределах 3% от ВВП». Противоречия могут оказаться фундаментальными.
Коренное различие между странами G20 лежит в плоскости «страны-потребители и страны-производители»,
считает начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. Первые не хотят принять разрушение ранее сложившейся системы и, противостоя кризису массовым вливанием в неё ликвидности, лишь усугубляют проблему. «Часть стран будет настаивать на кардинальном пересмотре существующей системы (эта позиция будет поддержана многими развивающимися странами), в то время как другие будут этому противостоять (развитые страны во главе с США и Великобританией)», — предсказывает он.
Кроме этого у каждого из участников встречи есть и свои отдельные интересы и идеи.
В частности, Великобритания считает, что главное сейчас — придумать, как сократить чрезмерную зависимость кредитно-финансовых учреждений от заёмных средств и предотвратить появление таких рисков в будущем, сообщает агентство Bloomberg. Глава её минфина Алистер Дарлинг считает, что необходимо обязать национальные регуляторы предотвратить накопление банками чрезмерных рисков.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер предлагает значительно увеличить объем средств, имеющийся в распоряжении Международного валютного фонда (МВФ), за счет взносов стран — членов МВФ с нынешних $250 млрд до $750 млрд или более, а также провести радикальные реформы в мировой финансовой архитектуре. Увеличение объема средств, имеющихся в распоряжении МВФ, позволит фонду поддержать пострадавшие от финансового кризиса страны Восточной Европы, входящие в ЕС.
По мнению многих экспертов, такая стратегия Вашингтона является попыткой достичь компромисса с Европой в отношении дальнейших действий по борьбе с кризисом.
Россия собирается добиваться выполнения обещания, данного на встрече глав «двадцатки» в Вашингтоне в ноябре 2008 года, о принятии её в Форум финансовой стабильности (ФФС).
Министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что «Россия выступает за еще одно обновление капитала и квот участников МВФ и других международных финансовых институтов. Мы должны также расширить состав участников форума финансовой стабильности. Это первое. Второе: эти правила должны быть достаточно прозрачны, и им должны подчиняться все страны, включая ведущие страны, такие как США, Великобритания, страны «восьмерки» в целом».
Пока расширение ФФС, в который входят представители G7, заблокировано его участниками.
«В качестве возможных мер борьбы с кризисом могут предлагаться меры по ужесточению регулирования в финансовой сфере, регулирование перетекания капитала с одних рынков на другие, борьба с финансовыми спекуляциями и ужесточение операций с производными финансовыми инструментами», — перечисляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Но из-за объективно и субъективно существующих различий во взгляде на причины кризиса и методы борьбы с ним если по итогам саммита и возможен приход к какому-то консенсусу, то частичный. «Учитывая, что сегодня о своём согласии «смягчить» законодательство о банковской тайне заявили Лихтенштейн, Андорра, Люксембург, Швейцария, Австрия,
можно предположить, что основном итогом встречи министров финансов G20 будут бравурные коммюнике о значительном успехе в борьбе с уклонением от уплаты налогов и прогрессе в повышении прозрачности финансовой системы»,
— считает Аристакесян. «Министры попытаются выработать, насколько это позволяют национальные законодательства, некие единые меры по регулированию мировой финансовой системы, — добавляет Баранов. — Это будут пытаться сделать для того, чтобы условия работы на разных рынках были примерно одинаковыми, и тем самым чтобы игроки и спекулянты не «бегали» с одного рынка на другой в надежде легко заработать».
При этом эксперты предупреждают об опасностях излишних споров относительно действительно принципиальных и определяющих вопросов. «Сейчас мировой финансовой системе нужна стабильность, рынок должен успокоиться, если же будут продолжаться различные спекулятивные действия, то это будет сделать крайне трудно, а значит, равновесия не будет, может начаться резкая девальвация отдельных валют, что лишь усугубит кризис и неизбежно приведёт к протекционистским мерам по защите национальных рынков», — считает Баранов. Одна из крупнейших опасностей в условиях кризиса — протекционистские меры отдельных экономик.
«Необходимо конкретное соглашение по проведению исключительно совместных мер без протекционизма», — заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» первый заместитель председателя совета Альфа-банка Олег Сысуев. Но, по всей видимости, всё ограничится простыми декларациями, и каждая страна будет выживать поодиночке с использованием протекционистских мер, предсказывает он.
«Каждая страна будет защищать свою финансовую систему, что губительно скажется на мировой финансовой системе»,
— опасается Баранов.
«Встреча министров финансов стран G20 ожидается как важное событие, однако в реальности все встречи пока не знаменовались действительно важными решениями», — замечает Сусин. И нынешний саммит может стать очередным в цепи мероприятий, которые лишь были призваны продемонстрировать «ответственность» финансовых властей. «Думаю, что основная суть будет состоять в том, что страны-производители (которые в основном представлены развивающимися странами) должны получить большее влияние на мировую экономику. Существующие механизмы не эффективны, их нужно менять, — заключает аналитик. — Позиция России тут достаточно обоснована, но изменения эти означают снижение роли развитых стран, в первую очередь США и Великобритании. Именно поэтому говорить о том, что будут приняты какие-то решения о скоординированных антикризисных мерах, пока не приходится».
Примечательно, что в рамках саммита может состояться встреча президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Великобритании Гордона Брауна. Об этом сообщил замлавы МИД Великобритании, спецпредставитель британского премьера по саммиту лорд Маллок-Браун. «Я думаю, что встреча реальна и является индикатором того, как важны российско-британские отношения для обеих стран», — сообщил Маллок-Браун прямом эфире «Эха Москвы».