В январе — сентябре в России было 19 млн малообеспеченных граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в пятницу. Это составляет 13,5% населения, тогда как в январе — сентябре 2007 года этот показатель был 14,8%, или 20,9 млн человек. При этом прожиточный минимум в третьем квартале 2008 года на одного человека в месяц составил 4630 рублей, из которых 4317 рублей приходились на потребительскую корзину, а 313 рублей — на расходы по обязательным платежам и сборам. В целом по России среднемесячная зарплата достигла 17,6 тыс. рублей, что в 3,5 раза больше прожиточного минимума для трудоспособного населения. Средний размер пенсий составил 4900 рублей, что превышает прожиточный минимум для пенсионеров в 1,5 раза.
В последние годы снижение уровня бедности происходило на фоне экономического подъема. Рост ВВП России в 2005 году составил 6,4%, в 2006 году — 7,7%, в 2007 году — 8,1%. «При этом в 2005 году число малообеспеченных россиян составляло 17,7% населения, в 2006 году — 15,2%», — приводит цифры ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.
Такие темпы роста экономики позволили властям обещать дальнейшее сокращение бедности.
Еще в конце апреля 2007 года на заседании правительства Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития и торговли, прогнозировал, что к 2010 году число граждан с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 10,7%.
Однако мировой экономический кризис, докатившийся до России в 2008 году, изменит картину благополучия, считают эксперты. «Скорее всего, исходя из методики Росстата, в 2008 году мы получим 14% малообеспеченных граждан», — считает Поляков.
«По итогам 2009 года показатель уровня бедности может составить от 15% до 20%»,
— прогнозирует руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.
Ключевым фактором для роста бедности станет сокращение доходов населения на фоне массовых увольнений. «Пособие по безработице пока в малой степени компенсирует потерянную зарплату, и поиски новой работы, по-видимому, дают не очень хорошие результаты», — отмечает Поляков. С начала этого года число официально зарегистрированных безработных еженедельно увеличивается на десятки тысяч. Согласно данным Минздравсоцразвития, к 4 марта в органах службы занятости числятся уже 2,034 млн безработных. А по методике оценки Международной организации труда, сейчас в России более 6 млн безработных. Наряду с этим уменьшаются зарплаты граждан, сохранивших работу. «В этом году снижение реальной зарплаты может составить 8%, по оценкам Минэкономразвития, и 3–5%, по нашим оценкам», — прогнозирует Поляков.
Не исключено, что некоторые безработные и граждане с низкими зарплатами могут перейти черту прожиточного минимума. Согласно данным Левада-центра по субъективной оценке бедности, часть населения уже почувствовала изменения. Так, с 2001 года по сентябрь 2008 года доля семей, которым денег едва хватает даже на продукты питания, неуклонно снижалась с 26% до 9%. Но
уже в феврале 2009 года доля семей, едва сводящих концы с концами, выросла до 11%.
Доля семей, которым денег на продукты хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения, с 2001 года по сентябрь 2008 года упала с 42% до 25%, но к февралю 2009 года выросла до 31%.
Положение усугубляет рост цен, который поднимает прожиточный минимум. «За пять последних лет индекс роста прожиточного минимума увеличился в 2,16 раза, тогда как инфляционный индекс — в 1,71 раз», — подсчитывает Поляков. Росту цен способствует девальвация рубля, которая привела к удорожанию импортных товаров. При этом рассчитывать на импортозамещение не приходится. «Производственная база многих товаров в стране довольно слабая, а, за исключением энергоресурсов, у нас почти нет никаких иных товаров, которые были бы востребованы за пределами России», — считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По словам эксперта,
покупательская способность к концу 2009 года в лучшем случае снизится на 20%. «Это будет самый трудный год после дефолта 1998 года»,
— печально констатирует Янин.
При этом 2009 год может быть еще относительно спокойным. Власть обещала поддерживать социальные расходы, и пока для этого деньги есть. «Правительство будет и дальше индексировать пенсии, увеличивать пособия по безработице и сдерживать цены на товары первой необходимости — кроме, пожалуй, цен на лекарства, рост которых может стать для бедных и пожилых самой большой неприятностью», — отмечает старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков.
«Гипотетически, в 2009 году удастся как-то сдержать уровень бедности. Но у нас есть 2010, 2011 годы, когда кризис все равно будет продолжаться, а денег уже не будет. Вот в чем проблема!» — заключает Гонтмахер.