Рост цен, уменьшение доходов, неуверенность в будущем, все это заставляет российских граждан экономить на покупках. Это касается и продовольственных товаров, и предметов первой необходимости, к такому выводу пришли социологи из «Левада-центра» в ходе опроса, проведенного 23–27 января 2009 года. Ими было опрошено 1600 россиян из 128 населенных пунктов в 46 регионах страны.
7 из 10 россиян уже перешли на приобретение более дешевых продуктов питания. Лишь 27% респондентов заявили, что за последние 2–3 месяца они не стали отказывать себе в покупках привычных товаров.
«Для большинства россиян это отнюдь не отказ от излишеств и чрезмерностей, а урезание и так весьма скромного потребления»,
— отмечает научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Наталья Бондаренко.
Экономить в первую очередь были вынуждены именно представители наименее обеспеченной части населения.
43% опрошенных, которые определили уровень своих доходов как низкий, заявили, что в последнее время стали отказываться от «привычных» продуктов питания и предметов первой необходимости и покупать более дешевые.
Жители крупных городов, а также обеспеченные россияне в меньшей степени пересматривали свой образ жизни. Лишь 13% респондентов с высоким уровнем доходов серьезно изменили свои «потребительские привычки» в сторону перехода на более дешевые товары. Среди жителей больших городов (более 500 тыс. жителей) таких оказалось 20%.
Продавцы уже ощутили изменения в потребительских предпочтениях россиян. «Большим спросом стали пользоваться товары эконом-класса и низкого ценового сегмента. Поэтому у нас сейчас идет пересмотр ассортимента», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь сети магазинов «Лента» Светлана Афанасьева. «Теперь в первую очередь для покупателя имеет значение цена. Например, цена у noname-производителей или производителей, марка которых не поддерживалась рекламой по телевизору, ниже. Поэтому покупать такой товар будут больше, и сети будут больше запасать именно таких продуктов. Продавцы будут пересматривать саму структуру предложения товара в сторону более дешевых «нераскрученных брендов»», — соглашается генеральный директор компании Business to Business Conference Group Алексей Филатов.
Такое сокращение расходов сказалось на восприятии гражданами уровня своей жизни. Почти половина россиян отмечают, что он понизился. И изменений к лучшему они не ждут.
Среди тех, кто уже ощутил на себе значительное ухудшение качества жизни, 80% ожидают, что ситуация в дальнейшем будет лишь усугубляться.
Из тех, кто лишь частично отметил негативное влияние кризиса на свое повседневное потребление, число пессимистов составляет 64%.
В таких условиях граждане России пересматривают планы своих будущих трат. Люди отказываются от обучения, отдыха, ремонта квартир, покупки товаров длительного пользования. Согласно проведенному в январе в 42 регионах России опросу ВЦИОМ, россияне по сравнению с предыдущим годом решили резко сократить свои траты на образование. Если в 2008 году 12% россиян намеревались потратить деньги на обучение, то в 2009 году таких насчитывается лишь 8%. В прошлом году 24% планировали сделать ремонт, в этом году на это готовы потратиться на 2% меньше россиян. Тех, кто не имел автомобиля, но намеревался его приобрести, за год стало на 5% меньше (общее их число упало с 55% в прошлом году до 50% в этом).