В связи с выделением бюджетных средств для оздоровления экономики в Генеральной прокуратуре России «активизирована деятельность Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в экономической сфере», сообщило во вторник ведомство. В группу, созданную в 2006 году, входят представители ФСБ, МВД, ФНС, Росфинмониторинга и Банка России. Первоначально они были призваны следить за правонарушениям в банковской, финансово-кредитной и налоговых сферах, а также препятствовать легализации доходов, полученных преступным путем. Благодаря работе группы, как сообщает Генпрокуратура, «возбужден ряд уголовных дел, связанных со злоупотреблениями полномочиями банковскими служащими, а также мошенническими действиями в коммерческих банках».
Но теперь перед группой стоят новые задачи: обеспечение «сохранности выделенных средств государственной поддержки, их целевого использования и доведения до конечных получателей, возврата полученных кредитных средств, противодействия правонарушениям и преступлениям при проведении мероприятий по предупреждению банкротства банков».
Фактически эту задачу поставил премьер-министр Владимир Путин, потребовав неделю назад от соответствующих структур правительства и Банка России вести мониторинг ситуации в тех банках, которые получают господдержку. «Деньги направляются банкам на возвратной основе, и они должны тратиться не на финансовые спекуляции, а идти в реальный сектор в виде кредитов предприятиям», — заявил премьер.
«Руководители 70 коммерческих банков — получателей средств государственной поддержки официально предупреждены об установлении контроля за их деятельностью со стороны Межведомственной группы»,
— объявила Генпрокуратура. Каким именно будет механизм контроля, она не уточнила. Банки также не спешат рассказывать, о чем их известило ведомство. «Предупреждения пока не видел», — признается заместитель президента — предправления, директор финансового департамента ВТБ 24 Михаил Березов.
Недавно право присылать комиссаров в банки — получатели господдержки было дано и Центробанку. Уполномоченный от ЦБ может участвовать без права голоса в заседаниях органов управления, запрашивать документы и информацию о деятельности банка. Банк обязан сообщать комиссару о переводе денежных средств в иностранные банки, если сумма перевода или группы связанных переводов больше 1% активов банка; об исполнениях обязательств на сумму более 1%; о передаче в аренду или залог недвижимого имущества банка; о распоряжении другим имуществом на сумму более 1% активов банка. Но группа из Генпрокуратуры будет действовать независимо.
«То, что группа начала контролировать коммерческие банки — получателей средств государственной поддержки, не связано с работой представителей от ЦБ,
это рабочее мероприятие по противодействию нарушениям», — рассказал «Газете.Ru» начальник отдела по взаимодействию с электронными СМИ Генпрокуратуры Максим Филотенков.
Представители банковского сообщества не в восторге от новации. «Хорошо бы, чтобы мы не увлекались излишне этим. Это вызовет ненужный ажиотаж и нездоровый интерес к банковской деятельности», — считает глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Новые задачи, взятые на себя Генпрокуратурой, он считает избыточными. «Надзор вполне может осуществлять Центральный банк. А если и есть какие-то составы преступления, то тот же самый ЦБ может привлекать Генпрокуратуру, но самостоятельно от нее не требуется заниматься такими делами», — убежден он. Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков также недоумевает, почему прокуратура занялась этой проблемой. «Прокуратура должна вступать в действие, когда нарушен закон, — напоминает он. — Кураторы ЦБ — специалисты и могут профессионально определить наличие нецелевого использования средств. В случае обнаружения этого факта они должны обращаться в прокуратуру.
Если в банк придут все кому не лень — МВД, прокуратура, ФСБ, то работа его может нарушиться, и эффективность расходования госсредств от этого не повысится.
Банкиры будут заняты тем, что будут бегать собирать и готовить справки для этих ведомств». Сами банки тоже подтверждают это. «Только Центробанк обладает выстроенной системой контроля за деятельностью банков, и на создание этой системы ушли годы.
Сейчас мы получаем много запросов из различных министерств, ведомств, федеральных и региональных, с просьбой предоставить те или иные отчетные формы. Как правило, эти запросы плохо структурированы и носят во многом формальный и нерегулярный характер»,
— говорит Березов. Все эти запросы все равно переадресовываются в ЦБ.
Впрочем, банкиры понимают мотивы введения прокурорского контроля. «Просто властям больше верить некому, — сообщил Газете.Ru один из банкиров на условиях анонимности. — Объем коррупции зашкаливает!
Думаете в ЦБ нет коррупционеров? Я по-хорошему сочувствую государству. Власти понадавали денег, а половина из них оказалась на валютном рынке. У них просто нет другого выхода».