Финансирование примерно половины проектов из инвестфонда может быть перенесено с 2009-го на 2010 год, сообщил директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Дмитрий Левченков во вторник. «Их может быть порядка десяти», — пояснил чиновник.
На сегодняшний день уже принято решение о выделении средств из инвестфонда по семи проектам, их финансирование идет с 2007–2008 годов. Еще 17 проектов на очереди, отмечается на сайте Министерства регионального развития. В основном это программы развития транспортной инфраструктуры. Среди них строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург на участке 15–58 км, платной автомагистрали Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, Орловского тоннеля под Невой, а также комплексное развитие Нижнего Приангарья, комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области. Всего на проекты планируется выделить 355,48 млрд рублей из инвестиционного фонда. Каковы параметры фонда на следующий год, пока неизвестно. Как сообщил «Газета.Ru» источник в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака, в четверг итоговую цифру определит инвестиционная комиссия. Пока Левченков сообщил, что переносится финансирование разработки проектной документации инвестпроекта «Урал промышленный — Урал полярный».
Однако проекты могут быть отложены на срок более длительный, чем год. Их реализация осуществляется на основе частно-государственного партнерства. При этом доля средств инвестфонда в некоторых случаях составляет половину от всего объема финансирования.
Если государство останавливает финансирование, то частные инвесторы не смогут тянуть проект в одиночку. «Эти проекты могут быть заморожены. Трудно представить, чтобы в нынешних условиях бизнес согласился финансировать все сам»,
— говорит директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Тем не менее перенос инвестиционных планов на 2010 год был неизбежен, считают экономисты. В условиях кризиса невозможно удержать расходы на первоначальном уровне. «Государство хочет избежать дефицита бюджета», — говорит экономист Альфа-банка Ольга Найденова. Главный финансовый план в этом году рискует недосчитаться средств, поскольку падают налоговые поступления. Так, по данным Федеральной налоговой службы, в ноябре сборы двух «бюджетообразующих» налогов — НДС и налога на прибыль — снизились более чем в 5 раз по сравнению с октябрем. Государство в первую очередь сокращает инвестиционную часть бюджета, а не социальную, напоминает Николаев. «Скорее всего, государство будет пытаться удержать уровень потребления», — добавляет Найденова.
И все же в действиях властей есть противоречие.
«Правительство заявляло, что расходы бюджета и государственная политика будут контрцикличны, то есть в момент кризиса будет выделяться больше денег. На это рассчитаны объявленные ранее налоговые послабления. А сейчас, по сути, у предприятий забирают деньги»,
— возмущается главный экономист Merrill Lynch в России Юлия Цепляева. Боясь допустить дефицит бюджета, власти наносят удар по реальному сектору, который остро нуждается в инвестициях. «Именно сейчас и надо строить: промышленные цены снижаются, на рынке труда много свободных рабочих рук», — отмечает Цепляева.