С начала 2008 года задолженность по зарплате на предприятиях Центрального федерального округа выросла в 10 раз до 2,1 млрд рублей, сообщил полномочный представитель президента России в ЦФО Георгий Полтавченко в понедельник на заседании трехсторонней комиссии, состоящей из представителей профсоюзов, работодателей и властей.
«Мы оказались отброшенными к ситуации мая 2005 года»,
— признал он. Наибольший долг в Брянской и Московской областях. При этом в Подмосковье, как отметил Полтавченко, в основном задерживают зарплаты федеральные унитарные предприятия, работающие над оборонными заказами.
В среднем же по России, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), задолженность возросла в 3 раза: если на 1 января 2008 года она составляла 2,67 млрд рублей, то на 1 ноября — уже 4,02 млрд рублей, а на 1 декабря — 7,77 млрд рублей.
При этом лишь 4,7% общего объема долга вызвано несвоевременным поступлением денег из бюджетов всех уровней.
Остальное Росстат объясняет отсутствием собственных средств организаций, только за ноябрь долги по этой составляющей увеличились на 94,2%.
В лидерах печального рейтинга обрабатывающие производства (не выдано 3,11 млрд рублей), а также транспорт (1,16 млрд) и строительство (1,12 млрд), выросла просрочка в секторе добычи полезных ископаемых (498 млн рублей, рост за ноябрь на 99,2%). Единственная отрасль, где Росстат не показывает задолженности, — «производство кокса и нефтепродуктов».
Как изменилась ситуация за прошедшие дни декабря, Росстат не сообщает. Однако эксперты не исключают, что задолженность могла вновь вырасти в несколько раз и соответствовать цифрам по ЦФО. «Во всех российских регионах ситуация более или менее одинаковая, трудности испытывают все», — считает начальник аналитического отдела УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин.
Проблемы с выплатами спровоцировал финансовый кризис. Так, некоторые предприятия объясняют просрочку задержками денег в банках, а также недоступностью кредитов, которые раньше брались для выдачи зарплат. Но главными причинами неплатежей стали, видимо, трудности со сбытом продукции и взаимные долги компаний. «У предприятий и проблемы со сбытом, и проблемы с неплатежами клиентов (задержки, реструктуризация, отсрочки платежей, дополнительные скидки) и как результат — нехватка оборотных средств и, следовательно, задержки по выплатам заработной платы», — объясняет генеральный директор «2К Аудит — деловые консультации» Тамара Касьянова.
Если даже у предприятия есть деньги, в сегодняшней ситуации оно может предпочесть направить их на что-нибудь другое. «Выбирая между выплатой кредита банкам или зарплаты сотрудникам, большинство руководителей, видимо, принимают решение выплатить средства банку, так как иначе предприятие может стать банкротом. А сотрудники подождут», — отмечает Карыхалин. Тем более что пока работодатели встречают понимание у сотрудников.
Работники рассматривают задержку зарплаты как меньшее из зол — по сравнению с угрозой увольнения.
«Где-то, если есть сбережения или один член семьи получает регулярную зарплату, многие соглашаются на задержки как гарантию за несокращение, считая, что лучше получить позже, чем не получать ничего», — говорит Касьянова. Ведь увольнения стали носить массовый характер. «С 10 по 16 декабря численность зарегистрированных безработных увеличилась на 5,1%, то есть примерно на 70 тыс. человек. По состоянию
на 16 декабря общее число безработных составило 1,395 млн человек», — докладывал в субботу премьер-министру Владимиру Путину вице-премьер Александр Жуков. Но, по данным Международной организации труда (МОТ), реальный уровень безработицы для того же ЦФО в 5–7 раз выше официальных данных.
«В Смоленской области, регионе с одним из самых низких уровней зарегистрированной безработицы (0,7%), реальный уровень безработицы составляет 6% от экономически активного населения, что выше аналогичного показателя по России», — отмечают в МОТ.
Кстати, сокращения могли внести искажения в картину долгов по зарплате. «При сокращении штата происходит начисление заработной платы дополнительно в размере 2-месячной оплаты, и это также приводит к росту начисленной и пока не выплаченной зарплаты», — замечает Касьянова.
Однако если обстановка в новом году не изменится, терпение народа может лопнуть.
«Пока социальной напряженности удается избежать, но, безусловно, долго это продолжаться не может.
Никаких улучшений пока не видно, так что в начале следующего года ситуация может быть хуже, чем сейчас», — говорит Карыхалин. До лета она лучше не станет, соглашается Касьянова.
В регионах, где есть проблемы на градообразующих предприятиях, ситуация может стать социально опасной. «Там, где средняя оплата труда низкая, — это приведет к невозможности платить за необходимое: еду, тепло, одежду, транспорт. Усугубляет ситуацию и то, что в последнее время люди привыкли пользоваться кредитами, а теперь не смогут их погашать и обслуживать», — говорит эксперт. Чтобы избежать волнений, власти, по ее мнению, могут пойти на выдачу товаров и продуктов в кредит по спискам сотрудникам предприятий, как это было ранее.