Российские туристические компании несут серьезные убытки. Помимо давления общего экономического кризиса отдельным ударом для них стали гражданские беспорядки в Таиланде. Напуганные туристы начали возвращать агентствам купленные путевки, также теряя деньги на штрафах от аннулирования. «Главную проблему создал МИД РФ, который признал Таиланд страной, нежелательной для туризма, лишь 1 декабря, — поделились с «Газетой.Ru» в одном из турагентств. — Таким образом, до первого декабря ни у туристов, ни у турагентств не было объективной причины рассчитывать на аннуляцию тура без выставления штрафа со стороны оператора».
Но шансы вернуть путевку без штрафа и сейчас невелики. «В законе нет четкого указания, в каком случае возвращается полная стоимость тура», — объясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Признание страны нежелательной для туризма не подразумевает ни запрета продажи путевок, ни необходимости возвращать полную их стоимость без удержания штрафов. Каждый туроператор трактует ситуацию по-своему. Большинство опрошенных «Газетой.Ru» компаний уклончиво ответили, отказ от путевки происходит на общих основаниях, прописанных в заключенном договоре. По словам анонимного участника рынка, отказ от тура за неделю до вылета или меньше у большинства операторов стандартно карается штрафом в 100%. Впрочем, туристы вправе обратиться в суд для возвращения части своих денег. По мнению Ирины Тюриной, суд в сложившейся ситуации встанет на сторону покупателя.
Полностью вернуть полученные за тур деньги компании просто не могут себе позволить. Часть суммы ушла на оплату авиабилетов, часть — на бронирование отелей в Таиланде. Отдельной статьей расхода является альтернатива возврату тура — замена путевки в Таиланд на поездку в другую страну. Оплата нового тура осуществляется за счет оператора. Это повлечет за собой цепочку расходов, которая затронет и страховые компании.
«На практике турфирмы будут обращаться в страховые компании для помощи в компенсации клиентам. Страховщики, в свою очередь, будут пытаться получить деньги у отелей и авиакомпаний, но с трудом смогут возместить собственные потери», — считает генеральный директор ЗАО «Финэкспертиза консалтинг» Дмитрий Шустерняк. В связи с тем, что большинство авиакомпаний продолжают выполнять полеты в Таиланд, свою сторону договора они выполняют, что дает им основания не возвращать стоимость неиспользованных билетов. Тайские партнеры также могут не вернуть уже заплаченные суммы, — аналитики предполагают возможность банкротства ряда отелей. В итоге серьезные убытки понесут и страховые компании.
Пока компании уверяют, что возврат путевок несущественен. «Из наших клиентов путевки сдают единицы, — заверил первый заместитель гендиректора компании «Натали турс» Андрей Севастьянов. — За последние сутки возвратов не было вообще». «Возвратов туров у нас немного, не исключено, что это связано с тем, что с 25 ноября мы не продавали путевки в Таиланд», — говорит Станислав Пегушин, заместитель генерального директора по туризму компании «Инна тур». Другие компании также фиксируют лишь небольшой отток клиентов на этом направлении. Однако есть опасность, что спрос на туры в Таиланд в ближайшее время не вернется из-за продолжающихся транспортных проблем.
Блокаду международного аэропорта Суварнабхуми в Бангкоке протестующие обещают снять уже завтра, передает Associated Press, но принимать гражданские самолеты он начнет не раньше 15 декабря. Наиболее близким к Бангкоку действующим аэропортом остался Утапао, но и он не способен справиться с потоком пассажиров из-за своих размеров.
Неприятности с Таиландом накладываются на общие проблемы российской туриндустрии, вызванные финансовым кризисом. «Их совокупность может оказаться фатальной для некоторых компаний, — считает Шустерняк. — В первую очередь для тех, у кого Таиланд является приоритетным направлением». В другой экономической ситуации потери могли быть компенсированы за счет других направлений и сезонного предновогоднего подъема продаж. Но кризис свел этот подъем к минимуму. «Для «Натали турс» Таиланд — одно из основных направлений, компания делит первое место с Teztour по количеству направляемых туда клиентов. «Конечно, у компании есть финансовые потери в связи с событиями в Таиланде, но основные проблемы связаны все же с разразившимся финансовым кризисом, — признает Севастьянов. — По сравнению с прошлым годом наши продажи упали на 50–60%». «На фоне общего кризиса наши продажи упали на 25–30%», — говорит Пегушин.
Сейчас туристические компании обязаны объяснить покупателям путевок все риски, которые связаны с поездкой в страну, официально признанную неблагоприятной для туризма. «Самые предприимчивые берут расписки с туристов о том, что те ознакомлены со всеми рисками», — говорит Тюрина. Однако отговаривать туристов от поездки никто не будет. По словам туроператоров, на курортах Таиланда все абсолютно тихо и спокойно. Единственная сложность связана с переполненностью аэропорта близ Бангкока, но если рейс летит, например, в Пхукет, пассажира вообще не затронут беспорядки ни в какой форме.