США уже год как находится в рецессии, огорошило всех Национальное бюро экономических исследований (NBER) США. Бюро официально заключило, что американская экономика вступила в нее еще в прошлом декабре.
Спор о том, находится ли та или иная экономика в рецессии, достаточно схоластичен. Весь вопрос в том, что обозначать этим словом. В самом широком смысле — это снижение валового внутреннего продукта (ВВП), то есть суммарная рыночная стоимость проданных на территории страны потребительских товаров и услуг, инвестиций и торгового баланса. Но такое снижение в течение месяца-двух можно считать случайностью или временными трудностями, например, из-за резкого изменения внешнеторговой конъюнктуры. Поэтому
полноценной рецессию принято считать, если статистическое управление страны зафиксирует снижение ВВП в течение двух кварталов подряд.
Именно на таких условиях по итогам апреля — сентября 2008 года ярлычок рецессии уже наклеили на экономики Японии и стран Евросоюза. Иное дело США. Несмотря на то, что экономическое сообщество в наибольшей степени беспокоилось именно о ситуации в Штатах, статистика говорила о том, что формально спад ВВП был отмечен только в III квартале (0,5%), а до этого был рост. «Но вообще, это «городская легенда», что рецессия — это непременно когда происходит спад ВВП в течение двух кварталов подряд, и непонятно, откуда это взялось», — считает главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
NBER претендует на более фундаментальный анализ экономических циклов и руководствуется более широким кругом показателей,
которые отслеживаются помесячно. Это динамика ВВП, занятость, оборот торговли, доходы населения, промышленное производство. По мнению NBER, целый ряд факторов, таких как, к примеру, спад в потребительском секторе и снижение общей экономической активности, свидетельствуют именно о рецессионных изменениях в экономике США, замечает главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин.
Бюро в своих оценках может быть право, поскольку
многие показатели достигли уровней, соответствующих предыдущей серьезной рецессии начала 1980-х годов.
Потребительский спрос в США в III квартале упал на 3,7% — максимальную за 28 лет величину. Индекс производственной активности в ноябре снизился до 36,2 пункта — минимального уровня с 1982 года. Особое внимание NBER обращает на показатели занятости, замечает Левченко, которые падают с января. И с начала года сокращение рабочих мест в США уже достигло 1,2 млн. Таким образом, для особенно внимательных аналитиков сообщение NBER сенсацией не стало. «Ещё в июле текущего года Департамент торговли США пересмотрел темп роста ВВП в IV квартале 2007 г. с 0,6% роста до 0,2% снижения, что стало для экономистов и финансистов «первым звонком», — отмечает начальник отдела анализа финансовых рынков ИК CTrust Securities Владимир Кузьмицкий.
Выводы NBER подтвердили, что проблемы американской экономики более продолжительны и глубоки, чем надеялись горе-оптимисты. По наблюдению агентства Bloomberg,
если нынешний спад продлится еще 5 месяцев, он переплюнет рецессию начала 80-х, которая длилась 16 месяцев, и станет самым длительным кризисом со времен Великой депрессии.
Это может быть объяснением того, почему все меры, которые финансовые власти США предпринимали до последнего времени, не улучшают ситуацию. Это уже осознали и сами чиновники, перед которыми встает вопрос изобретения новых, более действенных рецептов монетарного стимулирования экономического роста в США помимо традиционного «разбрасывания денег с вертолета» и их удешевления с помощью снижения учетной ставки ФРС. Они находятся в постоянном поиске новых идей, последний яркий пример — решение об ассигновании $800 млрд на поддержку потребительского спроса, отмечает Левченко.
Но американский гений на этом не останавливается. Глава ФРС Бен Бернанке собирается покупать на открытом рынке американские долговые госбумаги, а глава минфина Генри Полсон заявил, что «мы активно вовлечены в разработку дополнительных программ для укрепления нашей финансовой системы и поддержки кредитования». Впрочем, пока непонятно, насколько все это поможет завести глохнущий мотор американской экономики. «Получается, что ФРС будет «лечить подобное подобным»: неадекватный рост стоимости активов по всему миру и был следствием мягкой денежно-кредитной политики предыдущих лет,» — замечает Кузьмицкий. Но в долгосрочной перспективе мировой экономике, видимо, всё равно никак не уйти от коррекции необоснованного, не обеспеченного надлежащими сбережениями объёма потребления, а значит, и объёма производства, заключает аналитик. Зато
все меры американских властей, сводящиеся к облегчению доступа к финансовым ресурсам и наращиванию денежной массы, могут вызвать новые сложности в будущем.
«Если сейчас все боятся дефляции, то в долгосрочном плане американская экономика может столкнуться со всплеском инфляции», — предупреждает Левченко.
«Как заявил директор по рискам страховой компании Allianz, «лучшее лекарство от сегодняшнего кризиса – это сам кризис», — замечает Кузьмицкий. Поэтому, возможно, стоило бы просто дать экономике самой естественным путем преодолеть спад. В этом случае её последующий ренессанс будет более здоровым, уверенным и не таким уж далёким.
По «умеренно оптимистичному прогнозу» Левченко,
восстановление мировой экономики может начаться уже в 2010 году,
а с учетом того, что, как теперь выясняется, США вступили в рецессию раньше других, то и выходить из нее они начнут раньше, возможно, уже в 2009-м. И потянут за собой вверх и остальной мир, в том числе и Россию.