Крупнейший игрок российского банковского рынка — Сбербанк намерен приобрести сетевой банк в Восточной Европе, сообщает агентство «Интерфакс-АФИ», ссылаясь на анонимный источник. По его словам, «Сбер» интересуется крупными банками, имеющими развитую сеть и дочерние банки в этом регионе. «Таких сейчас два — венгерский OTP Bank и австрийский Raiffeisen», — указывает источник агентства. Это может быть не только покупка, но и стратегический альянс или обмен акциями по 25%.
Российский гигант встречался с руководством этих банков и, как уточняет еще один источник, уже нанял консультанта по вопросу возможного приобретения — Morgan Stanley.
В самом Сбербанке эту информацию опровергают. Она не соответствует истине, заявила Газете.Ru директор управления общественных связей Сбербанка Ирина Кибина.
Тем не менее, Сбербанк давно планировал экспансию в Восточную Европу. Еще предыдущий глава банка Андрей Казьмин говорил о таком намерении. «Мы изучаем рынки Индии и Китая. Нам интересна Восточная Европа», — отмечал и нынешний президент Сбербанка Герман Греф, поясняя основные пункты стратегии развития банка до 2014 года. По расчетам руководства, это должно сделать «Сбер» первым в регионе.
Если информация источников «Интерфакс-АФИ» верна, то для осуществления своих планов Сбербанк выбрал подходящее время, признают эксперты. «Цены и котировки на активы достаточно привлекательны, особенно в банковском секторе», — говорит аналитик «Уралсиба» Леонид Слипченко. «Непонятно, что будет происходить в 2009 году, когда может произойти увеличение кредитных рисков и кредитной задолженности. Поэтому думаю, что банки должны продаться «по рынку», — уточняет Слипченко. «Сделку оценить достаточно сложно, так как нет ясности», — соглашается аналитик компании «Финам» Владимир Сергиевский. Он оценивает ОТР в 2–2,5 млрд евро ($3,2 млрд), Raiffeisen – в 8–10 млрд евро ($10–13 млрд). Текущая капитализация OTP Bank составляет $4 млрд, капитализация Raiffaisen — $3,98 млрд, Сбербанка — $17,8 млрд.
«Это стратегическое решение, — констатирует замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. — Если говорить о размере, то, скорее всего, Сбербанк будет интересовать контрольный пакет, для меньшей доли нет смысла». «Приобретение зарубежных активов будет позитивно для бизнеса Сбербанка.
Региональная диверсификация может повысить стабильность и доходность его бизнеса. Например, на зарубежных рынках ему не придется выполнять функции по спасению экономики, так как развитие будет ориентировано только на коммерческий эффект»,
— говорит Сергиевский. Он также считает, что обмен акциями маловероятен. «Государство не захочет видеть среди акционеров главного национального банка сильного иностранного миноритария», — объясняет аналитик.
Шаг добавит преимуществ Сбербанку и внутри страны. «Вхождение в капитал крупного иностранного игрока позволит привлекать более дешевые заемные ресурсы, а также получить доступ к новым технологиям обслуживания», — добавляет Сергиевский.
Что может толкнуть иностранные банки в руки «Сбера», эксперты пока не понимают. Если проблемы у австрийского и венгерского банка есть, то они тщательно скрываются, объясняют они. Конечно, за год цена акций Райффайзена на Венской фондовой бирже упала более чем на 80% или почти что в 5,5 раз (с 110,71 евро до 20,4 евро). И цена акций OTP Bank упала более чем на 65%, то есть почти в 3 раза. Но и Сбербанк потерял примерно столько же — в РТС его акции за год упали на 80% или 5,5 раза.
Но еще важно, чтобы на продажу согласились иностранные власти. «Основной вопрос состоит в том, позволят ли правительства Венгрии или Австрии купить эти банки. Ведь и OTP, и «Райффайзен» — это крупнейшие розничные банки в своих странах, они работают с вкладами населения. Это стратегические банки, поэтому договориться будет не так легко и просто, — опасается Беленькая. — Если же сравнивать ОТП и «Райффайзен», то с учетом того, что в Венгрии не очень хорошая финансовая ситуация, здесь быстрее можно ожидать уступок со стороны правительства».
Но финансовый кризис, сделавший банковские активы такими привлекательными, может стать и помехой для покупки.
Сделка, по словам источника, может быть отложена, ведь «Сбер» не может отвлечь деньги от кредитования российской экономики. «Вопрос в наличии ресурсов: как только ситуация на финансовых рынках начнет выправляться, будут расти и цены, но сейчас покупка невозможна из-за неэкономических соображений», — объяснил аноним. «А после завершения кризиса иностранные активы быстро подорожают. Далеко не факт, что Сбербанк сможет аккумулировать достаточно ресурсов для совершения сделки. Нельзя исключать, что сделка перенесется на несколько лет», — рассуждает Сергиевский.
Но все же аналитики надеются, что задержка не будет длительной. «Нельзя исключать, что Сбербанк выполняет государственный заказ, направленный на увеличение присутствия отечественного бизнеса за рубежом», — считает Сергиевский.