Ежегодный осенний инвестиционный форум во Франкфурте-на-Майне, инициированный биржей Deutsche Borse AG и немецким Банком развития KWF, на этот раз собрался в непростых условиях. Его участник обсуждали не перспективы роста, а как пережить последствия финансового кризиса. Возможно, именно поэтому на нем собралось более пяти тысяч участников, на 10% больше, чем в прошлом году. На форум приехали 300 компаний, которые пролистингованы или собирались пройти листинг. Правда, россияне во Франкфурте были представлены всего семью компаниями.
Начался форум с традиционного обвинения Америки в нынешних бедах. Впрочем, как заявил управляющий директор Немецкого института акций доктор Рудигер фон Розен, было бы слишком просто винить Штаты во всем. «При этом я сам это с удовольствие делаю», — сиронизировал он.
Российские представители поддержали Розена. Наши компании сами во многом виноваты в сложившейся ситуации — они слишком набрали кредитов на Западе, заявил председатель комитета государственных заимствований Москвы Сергей Пахомов. Корпоративный долг от ВВП российских компаний составил $36 млрд, проявил осведомленность представитель минфина Германии Дитрих Ян. Это еще один урок, который можно извлечь: нельзя строить бизнес на долгах, констатировал Пахомов.
Кризис заставит компании искать новые пути привлечения капитала, сошлись во мнении участники форума. И роль бирж будет только возрастать. И уже скоро можно ожидать резкого роста первичных размещений (IPO), поделился надеждой партнер Baker&McKenzie Макс Гутброд.
Перспектива ближайших лет благоприятна для бирж, признает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Торговые площадки, естественно, потеряют часть прибыли, но в целом они останутся на плаву, соглашается директор по развитию продаж на международных фондовых рынках ИК «Брокеркредитсервис» Николай Макарычев.
Первыми привлекать капитал будут те компании, которые завязаны на конечном потребителе. Это ритейловые компании, производители продуктов питания, лекарств и аптечные сети. Традиционно у этих компаний в кризисные времена дела идут лучше, чем у других участников рынка.
Следующий год будет во многом «годом еврооблигаций», считает Макарычев. «Компании-эмитенты смогут провести заимствования, а инвесторы — консервативно разместить свободные активы. Вторичный рынок еврооблигаций, особенно с суверенными рейтингами, уже сейчас переживает период особо бурного роста», --говорит эксперт.
А когда с рынка уйдет волатильность, компании начнут привлекать капитал через выход на IPO. При этом дивидендные выплаты корпораций значимо увеличатся, в том числе по отношению к ставкам бондов, соглашается Осин.
«Когда нормализуется ситуация, эмитенты, конечно, будут выходить на биржу как за долговым, так и за акционерным капиталом, тем более что сейчас у них существует дефицит денежных средств. Поэтому возможности биржи после кризиса будут актуальны. Но, в каком объеме относительно докризисного уровня, сказать сложно», — более осторжныв прогнозах представители РТС.
При этом полноценных IPO может и не быть в ближайшем будущем, полагает заместитель генерального директора ММВБ Геннадий Марголит. «Будут частные размещения (размещение среди узкого круга инверторов). Таким образом, основными инвесторами в капитал российских небольших и средних компаний станут фонды прямых инвестиций, венчурные фонды и т. д, — считает Марголит. — А роль биржи при этом очень важна, так как она гарантирует качество активов, предлагаемых инвестором. По мере преодоления финкризиса фонды будут выходить из капитала компаний через полноценное IPO».