Кипр внес поправки в законодательство в рамках международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Теперь налоговые органы Кипра могут предоставлять информацию властям других стран. В том числе изменения позволяют пренебречь положениями о банковской и коммерческой тайне в целях сбора налогов.
Внесенные в национальное законодательство изменения не означают, что сведения будут предоставляться автоматически. Информации можно будет добиться только с санкции генерального прокурора республики.
«В запросе на ее получение должны содержаться все необходимые обоснования, а также декларация о том, что все другие возможности получения этой информации по официальным каналам исчерпаны»,
— объясняет вице-президент (рынки СНГ) группы компаний Consulco International Михаил Соболев.
Такая практика существовала и раньше, но запрос необходимо было делать через суд, комментирует старший юрист международной практики юридической компании «Вегас Лекс» Юрий Бортников. Теперь же процедура облегчилась, говорит он, подчеркивая, что пострадают от этого в основном бизнесмены, занимающиеся отмыванием денег, нажитых нечестным образом.
Правда, отмечают эксперты, Кипр нельзя и сейчас назвать в прямом смысле офшорным центром. Международные и российские инвесторы создают там компании благодаря невысокой налоговой ставке (10% на прибыль), отсутствию налогообложения получаемых и выплачиваемых дивидендов, говорит Соболев. Кипрские компании используются не для того, чтобы «прятать активы на Кипре», а для того, чтобы вести легальный бизнес, инвестировать капиталы и получать доходы после того, как они были обложены налогами в соответствии с законодательством тех стран, где они были получены, утверждает эксперт.
Тем не менее, для многих бизнесменов, владеющих активами в России через кипрские офшоры, нововведения могут создать значительные неудобства. Большинство компаний с российскими владельцами на Кипре преследуют цели налоговой минимизации. Если киприоты будут обязаны по запросу налоговых органов раскрывать любую информацию в отношении реальных собственников, то Минфин получит возможность увеличить бюджетные поступления, говорит Захаров.
Если собственник не сможет доказать экономическую целесообразность учреждения и нахождения компании на Кипре, то Минфин в лице ФНС России может включить в налоговую базу российского собственника кипрской компании, констатируют юристы.
Российские финансовые власти ранее с оптимизмом оценивали готовящиеся киприотами изменения. Кипр готов гарантировать, что будет предоставлять полную и оперативную информацию, с удовлетворением заявлял в июле заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Однако сейчас, как ни странно, российское правительство не спешит воспользоваться теми возможностями, которые дает ему Кипр своими поправками в законодательство.
«Для начала их применения совместно с Россией у нас должны быть приняты аналогичные меры, устанавливающие порядок и основания для осуществления обмена»,
— говорит партнер международной практики компании «Центр юридического сопровождения бизнеса» Александр Захаров. Но с момента внесения Кипром изменений прошло уже почти два месяца, а российский Минфин даже никак публично не прокомментировал этот факт. После обращения «Газеты.Ru» в министерстве пообещали прояснить ситуацию, однако за два рабочих дня комментарий так и не представили.
Возможно, что в разгар финансового кризиса Минфин не склонен начинать новый раунд борьбы с уходом от налогов. Российские компании и так себя чувствуют не лучшим образом. Один из корпоративных юристов, к которому обратилась «Газета.Ru», даже попросил корреспондента не писать статью на эту тему, мотивируя это тем, что лишнее беспокойство сейчас нашим компаниям ни к чему, обстановка уже накалена до предела.