13 октября 2008 года Шведская королевская академия наук назвала нового лауреата Нобелевской премии по экономике. Её обладателем стал один из виднейших мировых специалистов по международной экономике профессор Принстонского университета (США) Пол Кругман. Он награждён за «анализ моделей торговли и локализацию экономической деятельности». Эта тематика приобретает в последнее время всё больший вес в условиях глобализации.
Кругман развил классическую теорию межстрановой торговли, которая изначально основывается на идее наличия у каждой из стран так называемого «сравнительного преимущества» при производстве определённых экономических благ, на чём и основывается положительный эффект от ведения торговли между странами и их экономической специализации.
Учёный разработал новую теорию эффектов свободной торговли и глобализации, которая объясняет, почему в мире ведётся трансграничный обмен сходными экономическими благами между экономически близкими регионами, в отличие от традиционной теории, исходящей из того, что торговлю подталкивает прежде всего разность экономических и производственных условий.
В современном мире на товарные потоки стали больше влиять такие факторы, как сходство предпочтений потребителей на близких по уровню развития рынках, экономия от масштаба производства, наличие или отсутствие искусственно высстроенных государствами торговых барьеров.
Выбор Шведской королевской академии наук подтвердил сложившуюся закономерность:
чтобы получить Нобелевскую премию по экономике, лучше всего быть американцем --
по рождению или месту работы. При этом весьма полезно иметь хорошую математическую подготовку.
Премия в области экономики памяти Альфреда Бернхарда Нобеля, равно как и «нобелевки» для физиков, химиков, физиологов, литераторов и пацифистов, является самой престижной в своей области. Сам Нобель был очень успешным коммерсантом, сколотившим своё состояние на использовании изобретённых им революционных взрывчатых веществ и смесей, в том числе динамита, а также на добыче русской нефти.
Но когда он завещал свой капитал для вручения премий, ему не пришло в голову поощрить экономистов.
Это упущение устранил в 1968 году Банк Швеции, праздновавший тогда свой 300-летний юбилей. Шведские банкиры признали всё возрастающее значение экономики как полноценной научной дисциплины перечислением в Нобелевский фонд суммы, эквивалентной премии за достижения в прочих областях. Эта премия сейчас составляет 10 млн шведских крон или около $1,4 млн.
Первыми победителями-экономистами стали в 1969 году норвежец Рагнар Фриш и голландец Ян Тинберген – «За создание и применение динамических моделей к анализу экономических процессов», то есть за статистические исследования. В дальнейшем, так же как и в остальных научных номинациях, лауреатами становились в основном американцы, причём
наибольшими шансами победить обладают исследователи, применяющие математические методы анализа экономических процессов. И единственную российскую (советскую) премию в 1975 году получил наш математик Леонид Канторович,
разделивший её с Тьяллингом Коопмансом, за теорию оптимального распределения ресурсов. С известной долей условности можно сказать, что для российских экономистов «золотой» оказалась эпоха вручений самых первых премий по экономике – в 1971 году за исследования экономического роста, а в 1973 году за систему межотраслевого баланса «затраты-выпуск» премии получали выходцы из России Семён (Саймон) Кузнец и Василий Леонтьев соответственно.
Последним из череды бывших наших соотечественников стал Леонид Гурвич, который в прошлом году под американским флагом экономическую нобелевку «сообразил на троих» с Эриком Мэскином и Роджером Маерсоном – за теорию оптимальных механизмов распределения, затрагивающую проблемы формирования экономических институтов и важную как для экономистов, так и для политологов. И в этом году, по наблюдению РИА «Новости», главными претендентами на присуждение премии были представители Соединённых Штатов. В частности,
букмекеры самые низкие коэффициенты на победу отдавали представителям Чикагского университета Ларсу Хансену и Юджину Фаме, причём последнему – за весьма актуальные сейчас исследования фондового рынка.
Кроме того, некоторые аналитики предполагали, что Нобелевский комитет поощрит исследования в доселе обделённой его вниманием отрасли – в экологической экономике. В этом случае «сорвать банк» могли бы представители Гарварда Мартин Вайцман или Вильям Нордхауз из Йеля.
Но итоговое решение Нобелевского комитета вряд ли можно назвать спорным. Кругман – известный с 80-х годов авторитетный учёный, автор ряда работ, в том числе «Международная экономика: теория и политика» (в соавторстве с М. Обстфельдом), являвшейся основой курсов мировой экономики во многих университетах, в том числе в Московском университете. А кроме тех заслуг, за которые его формально наградили,
Кругман известен также как специалист по макроэкономическим кризисам и прославился тем, что вскрыл причины «азиатского гриппа» 1997 г. и предвидел обвал акций высокотехнологичнызх американских компнаний 2000 г. А нынешний глобальный финансовый кризис он относит на счёт экономической политики администрации Джорджа Буша-младшего, которую он последовательно критикует.