Крупнейшая финансовая группа Франции BNP Paribas покупает часть бизнеса терпящего крах банка Fortis. Сумма сделки составила 14,5 млрд евро, или $19,8 млрд.
В конце сентября страны Бенилюкса уже выделили 11,2 млрд евро для спасения финансовой организации. Однако уже 3 октября правительство Нидерландов за 16,8 млрд евро выкупило весь национальный бизнес группы, посчитав, что уже предоставленных денег Fortis не хватит. BNP Paribas покупает подразделения группы в Бельгии и Люксембурге. Она заплатит 9 млрд евро собственными акциями и 5,5 млрд евро наличными за 75% акций Fortis Bank Belgium, все страховые операции банка в Бельгии, а также 67% акций дочернего банка Fortis в Люксембурге.
Теперь BNP Paribas становится самым большим европейским банком по объему вкладов, которые составят 600 млрд евро.
По словам представителя французского банка, эта «историческая» сделка позволит BNP Paribas значительно расширить свое присутствие в международном банковском секторе.
Финансовая группа становится владельцем 1458 филиалов Fortis в Бельгии и Люксембурге и других странах (Польше, Турции и Франции) за исключением Нидерландов. «BNP Paribas расширит свою сеть продаж, получит отличную возможность для экспансии в две страны Бенилюкса — Бельгию и Люксембург. Карликовый Люксембург с некоторых пор стал более интересной офшорной зоной, чем Швейцария, так как историческая приверженность швейцарских «гномов» банковской тайне подвергается серьезным испытаниям. В Люксембурге очень хорошие перспективы для развития private banking», — говорит старший аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Антанта Пиоглобал» Максим Осадчий.
Правительство Бельгии, согласно сделке, получит 11,6% акций BNP Paribas и введет двух своих представителей в совет его директоров, а правительство Люксембурга получит 1,1% акций французского банка.
Мнения экспертов о сумме сделки разделились.
«Еще полгода назад за эту сумму Fortis бы вряд ли готов был продаться, но в текущих условиях это лучше, чем ничего»,
— оценивает ее аналитик «Арбат Капитал» Михаил Завараев. Рыночная капитализация Fortis сейчас составляет 12,7 млрд евро, возражает Осадчий. Почему в условиях финансового кризиса часть активов банка, которую покупает BNP Paribas, продается за сумму большую, чем капитализация всего Fortis, непонятно, говорит он. «Попахивает сделкой по взаимной договоренности контрагентов, когда осуществляется обмен активами по заранее оговоренной цене с целью повысить текущую капитализацию за счет снижения оценки рисков», — предполагает аналитик ИК «Центр Инвест» Владимир Рожанковский. В краткосрочной перспективе рынок прореагирует положительно на эту новость, а в долгосрочной – неизвестно, каким образом, прогнозирует эксперт. «Такие действия караются регулятором. Если Fortis и BNP Paribas пошли на такие риски, значит, у них действительно проблемы», — говорит он. Впрочем, финансовый регулятор слаб как во Франции, так и в Бельгии, добавляет Рожанковский.
Fortis стал первой жертвой разрастающегося финансового кризиса среди гигантов европейского рынка банковских услуг. Но отнюдь не последней, отмечают эксперты. Приобретение группы Fortis просто «открыло сезон», говорит аналитик Номос-банка Елена Федоткова.
«После кризиса архитектура глобальной финансовой системы уже не будет прежней,
— соглашается генеральный директор УК «ОФГ Инвест» (UFG Asset Management) Андрей Подойницын. — У банков, оказавшихся из-за ипотечного кризиса на грани краха, выбор невелик: либо банкротство, либо национализация, либо поглощение со стороны конкурентов — два последних варианта представляются наименее болезненными».
В сложной ситуации сейчас находится немецкий банк Hypo Real Estate, ему отчаянно пытается помочь немецкое правительство. «Среди европейских банков, у которых текущие обязательства превышают текущие активы, отмечаем Landesbank, Dexia, Lloyds, Barclays, Commerzbank», — говорит Завараев. В целом большинство европейских банков сейчас имеют серьезные проблемы с ликвидностью. «Это не значит, что все они сейчас будут рушиться как карточный домик, но ситуация действительно сложная, и ряду банков придется очень тяжело, причем многое зависит от оперативности деятельности властей», — говорит эксперт. Впрочем,
далеко не всем банкам страны смогут помочь – у многих из них объемы активов сравнимы с объемом ВВП стран, к которым они относятся,
добавляет Завараев.