Стала известна цена, которую российским компаниям придётся заплатить Внешэкономбанку (ВЭБу) за помощь в рефинансировании (перекредитовании на более выгодных условиях) их внешней задолженности. Такую поддержку российскому бизнесу в условиях разгорающегося в мире кризиса ликвидности пообещал оказать в понедельник премьер Владимир Путин: вплоть до конца 2009 года компании, которым предстоит погашать зарубежные кредиты, смогут обратиться за деньгами в ВЭБ.
ВЭБ будет ссужать компаниям деньги по ставке, как минимум на 5 процентных пунктов (п. п.) превышающей базовую ставку лондонского рынка межбанковского кредитования (LIBOR). Это значение (LIBOR +5%) содержится в законопроекте о дополнительных мерах поддержки российской финансовой системы, который будет рассмотрен Госдумой 3 октября.
Таким образом, ВЭБ получит от операций по перекредитованию внешней задолженности российских компаний очевидную прибыль, поскольку $50 млрд, выделенных на эти цели Центробанком, будут размещаться на депозитах Банка развития под LIBOR +1%, то есть, как минимум, на 4 п. п. дешевле.
Помимо этого ВЭБ наделяется всеми полномочиями сведения риска невозврата своих ссуд к минимуму. Наблюдательный совет банка сам будет определять, кому помогать, а кому нет. Тем более что власти изначально не собирались платить по всем счетам. По оценке первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева,
до конца 2009 года всем российским корпорациям предстоит погасить около $120 млрд задолженности перед зарубежными финансистами, то есть почти в два с половиной раза больше, чем может рефинансировать ВЭБ.
Кроме того, по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку»
Банк развития получит право контролировать всю дальнейшую заёмную политику компаний, которым он согласится помочь.
«Эти заёмщики должны будут согласовывать с ВЭБом привлечение иных иностранных займов. Это делается, чтобы не провоцировать рост объёма обязательств, так как наша цель их снизить, а не нарастить», – пояснил Улюкаев. Если наши компании смогут при помощи Банка развития расплатиться с иностранцами, не занимая для этого на внутреннем рынке или вновь за рубежом, это положительно скажется на ситуации с ликвидностью, надеется чиновник.
«Ставка, по которой планируется осуществлять рефинансирование, достаточно разумна и адекватна рынку», – полагает зампредправления Абсолют Банка Анатолий Максаков. Она не очень выгодна для заёмщиков, уточняет аналитик ГК «Альпари» Владимир Чамин. К тому же
на фоне общемирового кризиса ликвидности (отсутствия свободных денежных средств на финансовом рынке) ставка LIBOR в будущем может ещё увеличиться.
Так, по данным Bloomberg, к 2 октября она выросла до 4,21%. В то же время стоимость кредитов, которые брали наши компании за границей, по оценке Чамина, составляет порядка 6–8% годовых, но некоторые банки могли брать и под 5%.
Власти стремятся «пройти по острию ножа», чтобы, с одной стороны, действительно помочь наиболее нуждающимся, но при этом не уничтожить стимулы для активных действий самих компаний, направленных на оптимизацию своей задолженности и «изысканию внутренних резервов» для своего развития.
«Государство хочет, чтобы банки и компании не особо расслаблялись и плакались в жилетку ЦБ, а сами думали, договаривались, находили и работали, тем самым развивались»,
– говорит Чамин.
В целом можно положительно оценить прогнозируемый результат от этого законопроекта, считает Максаков. «Для большинства банков и компаний рефинансировать свои долги на Западе практически невозможно, поэтому без такой поддержки многие компании и банки могли столкнуться с техническим дефолтом», – соглашается он.