Антимонопольное законодательство нуждается в изменениях. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела расширенное заседание, на котором территориальные руководители обсудили так называемый «второй антимонопольный пакет».
«Никто не ставит перед собой задачу ухудшить предпринимательскую среду. Напротив, в этом пакете мы предлагаем меры, которые направлены против разных нарушителей и хулиганов, которые гнобят наш российский бизнес. Мы хотим сделать реформы такими, чтобы государство не перепутало добропорядочную фирму с нарушителями», — заявил глава ФАС Игорь Артемьев.
Принятие этих мер уже получило одобрение правительства и сейчас обсуждается с министерствами и ведомствами.
«Мы получили от Путина соответствующий одобрительный протокол», — сказал Артемьев, добавив, что сейчас идет работа над формулировками. Кроме того, пакет еще будет обсуждаться в РСПП.
Предложения ФАС достаточно обширны и включают внесения поправок в федеральные законы и кодексы. Так, ведомство настаивает, чтобы четко были прописаны правила недискриминационного доступа к инфраструктуре различных отраслей. Ранее соответствующий проект был внесен в правительство, но он затрагивал объекты только естественных монополий. «В новом пакете мы хотим сказать, что должен быть доступ к всякой инфраструктуре при наличии дефицита. Мы хотим отвязать требования недискриминационного доступа только для инфраструктуры естественных монополий», — сказал Артемьев.
Новые правила разрабатываются для распределительных компаний, аэропортов, морских и речных портов.
ФАС подчеркивает, что необходимо прописать необходимые технические правила. «Тогда можно будет создать такую среду, что естественные монополии вынуждены будут раскрывать в правилах всю информацию, а потребители делали бы для себя правильные выводы и могли обратиться в суд в случае дискриминации», — пояснил Артемьев.
ФАС также предлагает внести поправки в Закон «О недрах» и запретить участвовать в конкурсах и аукционах компаниям, которые уже владеют лицензиями более чем на 35% разведанных месторождений. «Монополизм в недрах рождает очень неприятные для нашей экономики последствия. Сегодня одному или двум физическим лицам, владельцам компаний, принадлежат права на разработку 60–70% всего национального достояния по конкретному полезному ископаемому», — рассказал глава ведомства. По его словам, цифра 35% не является окончательной. «Может быть 40%, может и 50%. Как решит законодатель, это политическое решение. Здесь нет какой-то расчетной базы. Просто 35% означает 3 крупных игроков, а это уже неплохо. Лучше бы, конечно, десять», — отметил чиновник. По его словам,
обратной силы у этого закона не будет, поскольку речь не идет о реституции собственности.
«Компании не получат новых лицензий, но зато они сконцентрируют весь свой капитал для разработки того, что у них есть», — добавил Артемьев.
Судя по всему, власти настроены очень решительно. Владимир Путин уже дал поручение вице-премьеру Игорю Сечину и руководителям ФАС и Минприроды проработать это предложение. По словам Артемьева, предложение его ведомства может пройти. Минприроды не возражает против него, но считает, что должны быть исправлены формулировки документов. При этом поправки не будут касаться стратегических месторождений по газу, нефти, углю. Глава ФАС подчеркнул, что решения по этим объектам должны приниматься без учета того, какой долей месторождения владеет компания. Иными словами,
это не коснется «Газпрома», который недавно получил ряд крупных месторождений без конкурса.
Эксперты считают, что этими мерами государство хочет ускорить разработку уже разведанных месторождений. «Существуют компании, владеющие месторождениями, которые они смогли бы разведать, но средств для того, чтобы начать разработку этих ресурсов, нет. То есть они живут по принципу – так не доставайся ты никому. С принятием этого законопроекта государство хочет сократить долю таких компаний и дать возможность разрабатывать объекты», — объясняет генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. В меньшей степени это коснется нефтяных компаний, поскольку игроков, способных разрабатывать месторождения, мало, в том числе и по техническим возможностям. Однако участники рынка считают, что эта поправка может ударить по «Русалу», «Норникелю», УГМК, «Фосагро», «Уралкалию».
ФАС также предлагает установить уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства.
«Редакция 178 статьи Уголовного кодекса будет очень спокойной», — отметил Артемьев. По его словам, уголовная ответственность будет условной и наступит в том случае, если компания в течение трех лет трижды нарушит законодательство. Для картелей уголовная ответственность будет наступать сразу, если ущерб будет больше 5 млн рублей. Артемьев добавил, что редакция 178 статьи УК находится в высокой готовности. Напомним, что ФАС предложила сажать в тюрьму бизнесменов после жесткой критики Владимиром Путиным компании «Мечел». После того как компанию признали виновной в нарушении антимонопольного законодательства, Артемьев заявил, что ответственность за ценовой сговор необходимо ужесточить. «Газета.Ru» уже писала, что ФАС последнее время явно пытается усилить свое влияние на экономику — например, по словам источника в ведомстве, сейчас служба активно набирает сотрудников. Новые предложения службы, уже фактически одобренные премьером, еще более увеличат административный вес ФАС.