Минэкономразвития во вторник представило проект концепции создания международного финансового центра (МФЦ) в России. Как пояснила замглавы министерства Анна Попова на брифинге, посвященном презентации концепции, 10 октября она поступит в правительство.
Фактически это план действий, рассчитанный на пять лет, который должен сделать наш рынок «лидирующим рынком для стран СНГ, Центральной и Восточной Европы и одним из ведущих финансовых рынков на евразийском пространстве».
Для этого к 2012 году одна из российских бирж должна войти в топ-10 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций, пять инвестбанков с преимущественно российским капиталом — в число топ-50 крупнейших в мире, а доля финансового сектора в российском ВВП — составить 6%.
Если заявленные цели будут достигнуты, это станет реализацией давней мечты российских властей — о создании мирового финансового центра говорил еще на Петербургском экономическом форуме 2007 года Владимир Путин. «Создание в России МФЦ позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг», — говорится в концепции. Это обеспечит привлечение в российскую экономику существенных финансовых ресурсов, расширит возможности для индивидуальных сбережений граждан, а также повысит эффективность размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных и инвестфондов. Если Россия станет МФЦ, это снизит издержки доступа российских компаний к капиталу и превратит российский финансовый сектор «в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе».
Но пока отечественные показатели далеки от поставленной цели. «Национальный финансовый рынок России имеет ограниченную ёмкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний, и отстаёт по многим параметрам от крупнейших финансовых рынков в мире, — признают в МЭР. — Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский финансовый рынок должен ликвидировать своё отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария».
Поэтому, сообщила замминистра, концепция предусматривает совершенствование финансового и корпоративного законодательства, системы регулирования. Так, планируется введение института акционерных соглашений, дифференцированное регулирование для публичных и непубличных компаний. Защиту прав собственности будут гарантировать специальные компенсационные фонды для возмещения инвесторам убытков, причиненных неправомерными действиями посредников или инфраструктурных институтов, также будет принят закон об инсайдерской торговле.
Особенный упор сделан на налоговое стимулирование.
Уже с 2009 года от налогов планируется освободить доходы физлиц от реализации ценных бумаг (если срок владения бумагами выше 1 года) и от дивидендов на акции. Условия налогообложения операций с ценными бумагами будут одинаковыми для физических лиц — как резидентов, так и нерезидентов. Кроме того, по словам Поповой, предлагается формировать налогооблагаемую базу с учетом сальдирования прибыли и убытков по финансовым операциям. Также министерство хочет освободить от НДС операции со срочными инструментами, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и опционные премии.
Однако непосредственно во время презентации концепции МФЦ индексы российского фондового рынка падали более чем на 10%. Для сравнения, площадки США потеряли 3,6–4,7%, Европы — 2,7–3,7%, Азии — 4,9–5,5%.
Такой стремительный вывод денег из России давал повод задуматься об успешности готовящегося проекта.
Впрочем, эксперты настроены оптимистично. «Набор мер, прописанный в концепции, вполне адекватный и правильно выстроенный», — считает аналитик ГК «Альпари» Сергей Семенов. Только минимизировать в первую очередь нужно не налоги, а различные риски. «Налоговые послабления и стимулирования — все это, конечно, очень приятно для инвесторов. Но не является основополагающим. Все серьезные финансовые центры вырастают в тех местах, где существует стабильное государство с развитой или стремительно развивающейся экономикой. Под экономикой в данном случае подразумеваются все формы промышленности, так как стабильность политическая и экономическая зависит прежде всего от нее, — отмечает он. — Создание МФЦ напрямую обращает нас к вопросу: будет ли аналогичная программа принята по развитию научно-промышленного комплекса страны. Если да, то МФЦ в Москве станет вполне реальной перспективой».
Единственное, что настораживает эксперта, это реализация их на практике. «Фактически за 3 года предполагается создать систему, которая будет эффективно противодействовать инсайдерской торговле и системе коррупции. В это верится с трудом. Для этого нужна большая консолидированность руководства страны и достаточно жесткие действия», — говорит он.