В течение трех-четырех недель будет принято политическое решение о будущем пенсионной реформы, то есть дан ответ на вопрос, будет ли повышено налоговое бремя для работодателей и пенсионный возраст для трудящихся, как того хочет Министерство финансов. «У нас с вами есть еще возможность на политическое решение повлиять», — призвал вице-президент РСПП Федор Прокопов экспертов и законодателей, собравшихся на конференцию «Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе Российской Федерации и пути его дальнейшего развития».
Причины, по которым Минфин призывает к непопулярным решениям, понятны: дефицит Пенсионного фонда нарастает, а поток нефтегазовых доходов, который позволяет пока зытыкать эту дыру, не вечен. Государству сейчас выгодно обменять будущие риски на неполученные доходы, констатировал вице-президент НПФ «Газфонд» Дмитрий Коншин. Однако даже в случае принятия плана министра финансов Алексея Кудрина оно не сможет обеспечить достойные пенсии.
К 2020 году Минфин планирует выйти на коэффициент замещения, то есть отношение средней пенсии к средней зарплате, на уровне 30%. Значит, при средней зарплате в 1000 долларов пенсия составит всего 300 долларов.
Лица моложе 67-го года рождения получат прибавку в 30 долларов, и их пенсия будет равна 330 долларов, подсчитал Прокопов.
При этом, согласно требованиям Международной организации труда при ООН, коэффициент замещения должен составлять не менее 40%. Так что жертвы, на которые будут вынуждены пойти работодатели и трудящиеся, окажутся не адекватны результатам. «Мы опять открываем Америку», — заявил секретарь ФНПР Игорь Шанин. В прошлый раз, когда реформа не пошла, Алексей Кудрин в одном из интервью заявил, что это произошло потому, что не был учтен коэффициент замещения, напомнил он. «О коэффициенте замещения вспомнили два года назад, после того как шахтеры заявили об этом, — продолжил он. — Неужели шахтеры понимают, больше чем финансисты?»
Альтернативой предложениям Кудрина может стать развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, считают эксперты. «Система НПО способна стать достойным партнером для государства при решении задачи достижения в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения на уровне выше 40%», — заявил председатель совета саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» Константин Угрюмов. Как раз сейчас подходящий момент для ее развития, считает он. С 1 октября вступает в силу программа государственного софинансирования пенсионных накоплений. Гражданин, который добровольно будут отчислять на свой пенсионный счет до 100 рублей в месяц, сможет получить такую же прибавку от государства.
Однако на пути развития добровольного пенсионного страхования много препятствий, признают эксперты. Первое из них — нестабильность на фондовых площадках.
Одно дело — работать на растущем рынке, совсем другое — на падающем, признает председатель совета НПФ «Норильский никель» Ольга Голодец. Мы должны быть готовы, что по итогам года в некоторых фондах будет замечен отток средств вкладчиков, согласился Угрюмов. «Наверное, будут фонды, у которых будут проблемы при расчете», — предполагает он. «2008 год нам не удался. Но мы живем в России. Восьмерка в конце — это не наш год. Мы отыграемся», — надеется генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров. Однако проблема в том, что граждане и так не слишком доверяют системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Чтобы заинтересовать трудящихся и работодателей участвовать в ней, нужны усилия. Например, это могут быть налоговые льготы для предприятий, предлагает директор филиала Ханты-Мансийского НПФ Борис Пастухов. Привлекать же граждан к участию в негосударственных пенсионных фондах надо информационной работой, считает он. «Человек, живущий при социалистической системе, привык, что за него государство все решает. Нужно изменить сознание, что такого быть не может, надо воспитать сознание, что человек сам должен позаботиться о себе», — говорит Пастухов.
Повысить доверие вкладчиков к НПФ можно было бы и за счет повышения прозрачности их деятельности, повышением требований к собственному капиталу и резервам, а также созданием системы страхования рисков пенсионных институтов, предлагает Голодец. Еще одна необходимая мера — расширение инвестиционных возможностей НПФ.
«НПФ должны иметь возможность вкладывать деньги в такие структуры, которые давали бы большой доход. Это строительство жилья, инвестиции в развитие агропромышленного комплекса, инфраструктуры. Тогда люди смогут не только сохранить, но и приумножить свои средства в НПФ»,
— заключает Пастухов.
Впрочем, предложения эти не новы, эксперты говорят о них уже лет пять, но воз и ныне тем. Времени же на решение остается все меньше, иначе и следующее поколение пенсионеров тоже будет жить в бедности.