Банк России продолжает попытки избавиться от 1- и 5-копеечных монет, об экономической необоснованности чеканки и обращения которых говорит давно. На этот раз он собирается заручиться поддержкой населения.
«ЦБ РФ с участием специализированной организации проводит работу, по результатам которой хочет выяснить отношение населения к этой проблеме», – заявил директор департамента наличного денежного обращения Банка России Александр Юров на конференции «Наличное денежное обращение: модели, стандарты, тенденции», отметив, что до конца года эта работа будет завершена.
Представители Центробанка ещё в 2006 году заявляли, что смысла в наличном обращении мелких 1- и 5-копеечных монет нет. Во-первых,
себестоимость чеканки превышает номинал, и ЦБ терпит при их производстве убытки.
На тот период, по оценке Центробанка, стоимость изготовления одной копейки составляла примерно шесть. Сейчас же это соотношение, очевидно, ещё выросло. В состав монет входит мельхиор – сплав, состоящий из меди и никеля. А цены на цветные металлы постоянно растут.
Во-вторых, в Центробанке замечают, что
1- и 5-копеечные монеты, по сути, уже не участвуют в денежном обращении.
Магазинная сдача, содержащая такую мелочь, в дальнейшем оседает у населения или просто оставляется на кассе. Более того, мелкие монеты не только не облегчают, но и затрудняют наличные расчёты, поскольку в отдельных торговых точках их просто не принимают к оплате. Они просто не воспринимаются подавляющим большинством населения как деньги.
В то же время
на эти копейки приходится больше трети всех чеканящихся монет – свыше 10 млрд штук, при том, что их совокупный номинал не превышает 1% общего номинала всех выпущенных монет.
Поэтому большинство населения просто не заметит отсутствия 1- и 5-копеечных монет, а многие просто вздохнут с облегчением. Опасение, что с исчезновением мелкой монеты продавцы начнут округлять ценники в большую сторону и это подхлестнёт инфляцию, эксперты тоже считают несостоятельным. «Покупательная способность этих монет ничтожна, поэтому их изъятие не окажет никакого влияния на цены», — замечает начальник управления операций на денежных и валютных ранках Русского банка развития Роман Лабутин. Но даже возможное прибавление долей процентного пункта показателя инфляции просто теряется на фоне цен, сорвавшихся с цепи в последние месяцы. «Рост общего уровня цен вполне даёт возможность их таким образом округлить без существенного роста их общего уровня», — считает замруководителя инвестиционного департамента Промсвязьбанка Мария Субботина.
Отказ от мелких монет или использование для их изготовления более дешёвых материалов – это общий вектор регулирования наличного обращения многих зарубежных Центробанков в условиях глобального роста цен. «Последние несколько лет цены на сырье растут безумными темпами. Еще в 2006 г. было объявлено, что из-за резкого подорожания меди британские двухпенсовые медные монеты чеканки до 1992 года стоят больше своего номинала, – вспоминает Лабутин. – С цинковыми центами в США произошло то же самое». А в январе 2007 г. швейцарское правительство объявило об изъятии из обращения монеты в 1 сантим, приводит пример Лабутин, так что намерение Банка России он считает вполне экономически обоснованным.
Но проблема в том, что чеканка мелочи рассматривается властями страны не только как экономический, но социально-политический вопрос.
Правительство опасается, что население воспримет «отмену» мелких денег как свидетельство беспомощности властей в борьбе с ростом или как подготовку к проведению денежной деноминации,
упорные слухи о которой держались всю прошлую зиму. В предвыборный период тогдашнему президенту страны Владимиру Путину пришлось публично опровергать эти панические слухи и обещать, что «деноминации нет и не будет». Хотя желание избавиться от мелочи, казалось бы, должно было само выступать свидетельством того, что деноминации не будет. Ведь
если бы власти действительно собирались «зачеркнуть» пару нулей, то копеечные монеты стали бы «весить» гораздо больше, и отказываться от их чеканки не имело бы смысла.
Зато власти вполне могут опасаться негативной реакции со стороны беднейших слоёв населения, прежде всего пенсионеров, которые привыкли к тому, что их пенсии, а также расценки на коммунальные услуги и лекарства рассчитаны с точностью до копеек. И, помимо всего прочего, само наличие монеты номиналом в 1 копейку рассматривается многими как символ крепости и устойчивости денежной системы России.
Потому-то Центробанк и хочет представить властям доказательства того, что и население только за отмену копеек. Если власти поймут, что народ хочет того же, что и Банк России, мы попрощаемся с ненужными копейками.