В России отсутствует механизм оперативной помощи туристам, оказавшимся в кризисной ситуации, признает генконсульство России. Вряд ли им удастся полностью компенсировать затраты, которые они понесли, оплачивая повторно проживание в отелях или приобретя путевки, которыми так и и не смогли воспользоваться.
Пострадавшие могут рассчитывать лишь на финансовые гарантии страховщиков. Согласно поправкам к закону «Об основах туристской деятельности в РФ» каждый субъект, занимающийся международным туризмом, обеспечивает свою деятельность такими гарантиями.
Сумма обеспечения равняется 10 млн рублей вне зависимости от количества и стоимости проданных туров.
Компания «Росно» – официальный страховщик «Детура» — уже объявила о том, что готова выплатить отдыхающим причитающееся возмещение. Однако в случае банкротства туроператора такая страховая защита неэффективна. «Опыт показал, что даже не для самого крупного оператора суммы 10 млн рублей в случае его банкротства или «исчезновения» может оказаться недостаточно», — замечает начальник отдела страхования ответственности управления корпоративного страхования ответственности и финансовых рисков СК «Росгосстрах» Алина Малышева.
Только в Турции застигнутыми врасплох оказалось более 500 туристов, а если учесть, что еженедельно «Детур» отправлял в Турцию порядка полутора тысяч человек, многие из которых оплатили путевки вплоть до сентября, количество пострадавших может исчисляться тысячами.
Средняя стоимость путевки в Турцию на июль--август на 10-15 дней составляет порядка 1000 долларов. Значит, компенсации хватит разве что на 400 человек. Ее получат те, кто обратился первыми. Туристы, на которых 10 млн не хватит, смогут требовать возмещения ущерба через суд. Компенсация моральных потерь возможна также только через судебные инстанции.
Как сообщил начальник правового отдела Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Евгений Писаревский, туристы, имеющие на руках оплаченные путевки «Детура», должны направить по факсу или заказным письмом с уведомлением по телефонам или адресу этой компании, указанным в договоре, запрос на подтверждение готовности компании выполнить обязательства по этому договору. «Если по истечении 7 дней от компании не будет ответа с подтверждением исполнения обязательств по договору оказания услуг, туристы должны обратиться в страховую компанию «Росно», — сказал Писаревский.
Тем же, кого банкротство «Детура» застало в Турции, для получения компенсации нужно предоставить документы, подтверждающие повторную оплату ранее оплаченных услуг. Собранные документы должны доказывать, что клиент не получил услуг, гарантированных договором, или получил их в ненадлежащем виде, объясняет заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Александр Варенцов. Сюда кроме самого договора с туристической компанией должны входить и чеки, показывающие все дополнительные траты человека, квитанции, официальный отказ заселить или предоставить номер в отеле, на который рассчитывали. Без документов страховщик выплату произвести не может, так как в этом случае на него будут наложены налоговые санкции, отмечает Алина Малышева.
Таким образом, широко разрекламированный закон о фингарантиях туроператоров оказался практически бесполезен в критической ситуации. Его противники с самого начала отмечали, что он направлен лишь на защиту интересов страховых компаний и крупных туроператоров. «Если бы в начале прошлого года, когда обсуждались поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», было принято предложение Российского союза туриндустрии о дифференциации сумм фингарантий в зависимости, например, от финансового оборота туроператоров, как это установлено в большинстве стран, то денег бы наверняка хватило на возмещение ущерба всем пострадавшим сейчас в Турции», — заявил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Возможно, теперь законодатели прислушаются к этому предложению.
«Расширение лимита страхового покрытия по договорам страхования гражданской ответственности туроператоров скажем, не 10 млн, а 50 млн рублей защитило бы интересы всех пострадавших клиентов.
Такая мера позволила бы сделать лимит ответственности соизмеримым с объемом потоков обслуживаемых туристов», — отмечает директор юридического департамента СК «Росно» Ангелина Фадеева.
Профессиональное сообщество и само могло бы проявить ответственность. Пока не будут законодательно утверждены фингарантии, пропорциональные реальной ответственности перед клиентами и малого, и крупного турбизнеса, операторы с большими объемами продаж могут добровольно застраховаться на более крупные суммы, полагает Шпилько.
Одним из путей увеличения доступных финансовых ресурсов на случай банкротства туроператора могла бы стать система коллективного обеспечения или компенсационный фонд с участием объединений туроператоров как саморегулируемых организаций. «Очевидно, что размер компенсационного фонда в этом случае должен быть установлен законодательно на уровне гораздо более высоком, чем 30 тысяч рублей, предусмотренных как обязательный минимум законом о саморегулируемых организациях», — считает Малышева.
Однако в этой модели присутствует «кошелек», но нет инфраструктуры для оперативной помощи туристам на месте — организационной и юридической.
«Механизма нет, и туристы не знают, что им делать, консульское учреждение не имеет достаточного количества ресурсов и рычагов по влиянию на ситуацию, а кроме злополучного туроператора никто туристу ничего не должен», — говорит Малышева. Хусанов также считает, что турвластям стоит подумать над созданием спецмеханизма помощи туристам за границей. Неплохим выходом из ситуации могло бы стать создание оперативного штаба, который мог бы решать проблемы профессионально.
Страховщики поддерживают такую идею, но отмечают, что без участия государства такой штаб вряд ли покажет свою жизнеспособность.
«Создание такого штаба всегда зависит от готовности властей страны организовать и финансировать такую службу: государство должно показать, что ценит и защищает интересы своих граждан.
Тогда и отношение к нашим туристам сможет измениться к лучшему. Инициатива должна исходить от объединений туроператоров и, конечно, от Ростуризма», — считает Малышева.
В Ростуризме «Газете.Ru» не смогли выразить отношение к данной идее и предложили участникам рынка выступить с официальным предложением, которое «будет рассматриваться по существу».
Пока же эксперты советуют туристам самим подстраховаться на будущее. Для этого, приобретая путевки, надо дополнительно оформить полис страхования от срыва поездки по любой причине. Он будет стоить примерно на $30 дороже, чем обычный полис страхования выезжающих за рубеж, говорит Варенцов.