Ведущая химическая компания США Dow Chemical, чьи товары востребованы в 160 странах мира, объявила о крупнейшем в своей истории разовом повышении цен своей продукции, сигнализирует газета International Herald Tribune. С июля они повышаются сразу на 25%. Причем в нынешнем июне они уже были увеличены на 20%. Кроме того, с 1 августа вводится дополнительный сбор в размере $300 за доставку грузов автотранспортом и $600 – по железной дороге.
От химиков не отстают сталелитейщики. Крупнейший мировой производитель стали ArcelorMittal сообщил в мае о повышении стоимости своей продукции в Европе сразу на $500 за тонну. А ещё один из ведущих мировых производителей, корейская Posco, объявила об увеличении цен на свою продукцию более чем на 20%.
Компании оправдываются тем, что их издержки резко выросли.
Главный исполнительный директор компании Эндрю Ливерис жалуется на постоянное увеличение цен на сырьё и энергоносители. В текущем полугодии эти издержки вырастут на 40% по сравнению с первым полугодием 2007 г., ожидают в компании. А за пять последних лет расходы Dow Chemical на энергию и сырьё возросли уже почти вчетверо. Июньское 20-процентное повышение цен на производимую Dow Chemical продукцию «помогло, но оказалось недостаточным для того, чтобы в полной мере компенсировать дополнительные расходы», с которыми столкнулась компания, заявил Ливерис.
У металлургов те же проблемы: дорожает руда и уголь. 23 июня стало известно о том, что Rio Tinto на 97% увеличивает цену на железную руду для крупнейшего китайского сталеплавильщика Baosteel Group. ArcelorMittal также пришлось подписать новое соглашение с бразильской Vale, по которому цена руды увеличивается на 87%.
С 2005 г. цена на коксующийся уголь выросла на 550% и на руду уже на 360%, в то время как рыночные цены на сталь – менее чем на 200%,
объясняют в ArcelorMittal. А выросшие на 220% цены на металлолом по некоторым контрактам уже выше, чем стоит готовая продукция.
«Очевиден глобальный тренд:
рост цен на сырьё передаётся далее по производственной цепочке. У компаний нет иной альтернативы, кроме как перекладывать его на своих клиентов»,
– отмечает главный экономист по Европе Лондонского офиса Bank of America Хольгер Шмидинг.
Всё это выражается в инфляции цен производителей. Тревожно то, что
производственная инфляция опережает рост потребительских цен в крупнейших экономических регионах.
Цены производителей в США увеличились в мае на 7,2% по сравнению с тем же периодом 2007 г., в еврозоне в апреле рост составил 6,1%, приводит данные International Herald Tribune, а в Китае среднегодовая производственная инфляция равна 12%. И это при показателях индекса потребительских цен в соответствующих месяцах порядка 5%, 3,3% и 7,7% в годовом исчислении соответственно.
Производственная инфляция ещё более опасна, чем привычная потребительская, так как менее явно выражена и бороться с ней труднее.
При этом рост цен производителей через некоторое время вызывает ценовой всплеск и на потребительских рынках, порой ещё более резкий. Подобная ситуация вызывает особые опасения даже на фоне привычных заявлений о грядущем кризисе мировых экономик, поскольку в ещё большей мере подталкивает финансовые власти к повышению процентных ставок, что угнетающе воздействует на экономический рост.
Устойчивый рост цен на товарных рынках идёт уже не один год, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Сейчас уже практически не осталось рынков, не затронутых данным явлением. Много спорят о том, какова его причина, замечает он. Возможно, сказался фактор изменения стандартов потребления в развивающихся странах: быстрый рост цен производителей балансирует возрастающий спрос населения, не давая потреблению увеличиваться быстрее, чем производство способно его удовлетворить, предполагает аналитик.
В России с января по май 2008 г. цены производителей увеличились уже на 11,5% при потребительской инфляции на тот же период 7,8%. Впрочем, у нас уникальная ситуация, замечает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова: «Разрыв между ценами производителей и потребительской инфляцией существует последние несколько лет и даже увеличивается».
Предприятия в России пока просто не успевают в полной мере переложить свои издержки на конечных покупателей, а значит, это будет происходить в ближайшие годы,
предполагает она. Таким образом, планы наших властей резко снизить инфляцию, доведя показатель индекса потребительских цен до 6% в 2011 г., будет выполнить ещё менее реально. Более того, без структурных изменений нашей экономики добиться этого будет невозможно, считает Орлова.
Но для России и стран, сходных с ней по структуре экономики, опасен не столько глобальный рост цен сырьевых рынков и производителей, а то, что её экономика не сможет адаптироваться к возможной смене в будущем этого тренда на противоположный, падающий, отмечает Сальников.