Рост объемов госинвестиций не сопровождается увеличением их эфективности, констатировал в понедельник премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства. Если в прошлом году было предусмотрено выделение 534,3 млрд. рублей на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП), то в 2008-м — 682,2 млрд руб. Но по итогам 1-го квартала 2008 года кассовое исполнение ФЦП составило лишь 44,2 млрд руб. — 6,5% от годового плана.
«Мы по-прежнему сталкиваемся с примерами, когда реальное начало реализации программ затягивается практически до середины года — это абсолютно недопустимая ситуация, и с каждым фактом такого управленческого сбоя необходимо разбираться», — ругал подчиненных премьер. И призвал «коллег подумать над тем, как одним ударом эту проблему закрыть, и не ползать потом по всем ведомствам, опять согласовывать в течение года». Появление в правительстве новых министерств и ведомств, а также изменение статуса отдельных учреждений не должно сдерживать финансирование по уже принятым федеральным целевым программам, отмел он возможные оправдания чиновников.
Впрочем, плохое исполнение ФЦП вряд ли стоит связывать с недавними перестановками в правительстве. Оно наблюдается далеко не первый год. Например, в первом квартале 2007 года объем финансирования ФЦП составил 6,6% от запланированного на год объема.
А потому, понимая, видимо, всю бесперспективность призывов, Путин предложил рецепт повышения эффективности госинвестиций:
привлечь к реализации ФЦП специализированных управляющих, в том числе негосударственные компании. «Закон это позволяет, во всяком случае, не запрещает», — сказал премьер.
И это не просто идея. В ближайшее время уже будут запущены два пилотных проекта — ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья и ФЦП «Научно-педагогическая база», рассказал замглавы Минэкономразвития Андрей Белоусов. «Массовое» же привлечение частников будет возможно после внедрения механизма заключения долгосрочных контрактов, поянил он. При этом государство сохранит за процессом инвестиций жесткий контроль, но создаст механизмы, которые сделают его привлекательным для управляющих.
«Частный инвестор, особенно который вкладывает свои деньги, это всегда более эффективное управление по сравнению с государством», — соглашается аналитик Арбат Капитала Михаил Завараев. Реализация идеи добавит «определенный поток частных инвестиций в инфраструктурные проекты, будет способствовать повышению популярности ФЦП, а также поможет сделать эти программы более независимыми от государственного бюджета», добавляет начальник отдела продаж УК «Промсвязь» Андрей Танеев.
Однако пока частные управляющие не проявляют особой заинтересованности в том, чтобы помочь государству с ФЦП. Их смущает жесткая зарегулированность процесса бюджетных инвестиций и отсутствие материальных стимулов.
Процедура финансирования федеральных программ сложна, у нее много участников: государство, региональные и местные власти — и поэтому
частным компаниям придется быть «слугой нескольких господ»,
опасается эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Условия, которые могут заинтересовать частные компании, могут оказаться просто нереальными для государства, считают эксперты: за управление средствами должна платиться рыночная ставка с небольшой премией, органы власти должны быстро реагировать на запросы компаний, а также осуществлять минимальный контроль за их деятельностью компаний. «Чего-чего, а контролирующих органов у нас масса: милиция, прокуратура, ФСФР, Счетная Палата, — говорит Баранов. — Поэтому лучшим контролером будет прямая материальная заинтересованность ЧУКов как в полном выполнении финансирования ФЦП, так и в экономии госсредств». А директор по стратегическому развитию УК «Атон-менеджмент» Николай Севастьянов считает, что вопрос вообще нужно ставить, не каким образом государство сможет контролировать частников, а как компании «получат возможность контролировать реализацию инвестиционных проектов».